Дело в том, что депутатам предложен совершенно новый законопроект, в котором департамент жилищной политики и жилищного фонда столицы предложил изменить приоритеты, сделать их более "справедливыми". В качестве главного критерия для предоставления социального жилья берется не льгота, как раньше, а дата постановки на учет. Таким образом, предлагается уравнять в правах всех очередников, включая стоящих в очереди за жильем на общих основаниях. На введение новшества департамент подтолкнуло то, что, как показал анализ, именно на долю льготников, отстоявших в очереди "лишь пять и менее лет", приходится около 45 процентов распределяемой жилплощади. "Нетрудно подсчитать, что если действовать так и дальше, то для того, чтобы обеспечить лишь имеющихся очередников жильем и не ставить на учет новых, городу понадобится 10 лет",- сказал заместитель руководителя департамента Эдуард Якушенко. По его словам, именно это тормозит получение квартир очередниками, ожидающими новоселья в очереди на общих основаниях. Им от тришкиного квартирного кафтана давно перепадают лишь жалкие остатки. Сроки ожидания бесплатной квартиры для многих превысили 20 лет. Есть семьи, которые ждут с 1982 года. Даже подсчитано: старые "приоритеты" выгодны 43 тысячам семей льготников (22 процента от общей очереди) и нарушают права 151,5 тысячи семей остальных москвичей (78 процентов). Новый же подход, по мнению авторов, сократит время ожидания в очереди на получение социального жилья до 5 - 7 лет.
Итак, кто же может рассчитывать на ключи от новой квартиры согласно новому проекту закона? Всего в этом году планируется обеспечить бесплатным жильем 7785 семей. Общую очередь разобьют на три:
первая - 277 семей (3,6 процента). В их число входят те, кто имеет право на внеочередное предоставление жилых помещений и был принят на учет до 1 января 1996 года, а также участники ВОВ, вставшие на учет до 1 июля 2001 года;
следом идут 3619 семей (46,4 процента) москвичей, принятых на учет до 1 января 1988 года (для зеленоградцев - до 1 января 1995 года), и участники ВОВ, вставшие на учет до 1 июля 2001 года;
и, наконец, 3889 семей (50 процентов), состоящих на учете с 1 января 1992 года.
Кроме того, заветные ордера обещаны тем, кто должен был получить их еще в прошлом году, да так и не получил.
Это относится только к коренным москвичам или прожившим в столице не менее 10 лет.
Депутаты оказались в трудной ситуации. Разделить примерно 8 тысяч бесплатных квартир на десятки тысяч страждущих семей и никого не обидеть, это, по словам Михаила Москвина-Тарханова, все равно, что решать, как делить лагерную пайку ниточкой - вдоль или поперек? Понятно, что никуда не годится, что у здоровых, "нормальных" москвичей, томящихся в общей очереди, почти нет шансов улучшить свои жилищные условия. Но как быть с обманутыми ожиданиями москвичей-льготников, которые надеялись справить новоселье в ближайшие год-два, а теперь их очередь растягивается на долгие годы? Уже сотни избирателей, прослышав про нововведения, записались к депутатам на прием по поводу квартирного вопроса. Законодатели надеются, что ситуация все же не безнадежна. И поправками кое-что удастся исправить.
Огромная, растянувшаяся на десятилетия очередь на жилье и топтание на месте - во многом результат того, что Москва стала заложницей федеральных законов - о ветеранах, инвалидах, судьях, прокурорах, милиции, военнослужащих, которым столица давала жилье, а денег на его строительство не получала. С рядом законодательных инициатив депутаты решили обратиться в Госдуму РФ.
Компромисс достигнут. Итоги голосования заседания, длившегося почти день: 20 голосов - "за", 6 - против, воздержавшихся нет.