Накануне в штаб-квартире Европейского космического агентства в Париже было утверждено финансирование проекта по запуску наших "Союзов" из Французской Гвианы.
Европейские партнеры выделяют на этот проект 344 миллиона евро. Некоторые страны уже назвали цифры своего участия: так, 50 процентов финансирования покроет Франция, 6 - Германия, 1-2 - Швейцария. "Доля" России - в непосредственном строительстве и поставках ракет-носителей.
Европа давно присматривалась к российским "Союзам". Это не только наша основная космическая "рабочая лошадка", но и самая массовая ракета в мире. Мнения экспертов здесь практически не расходятся: она крепкая, недорогая и надежная. Стоимость запуска иностранных полезных грузов с ее помощью составляет около 35 миллионов евро. Вот почему еще восемь лет назад было создано российско-французское предприятие для коммерческой эксплуатации "Союзов". Реализация проекта началась с космодрома Байконур, а затем появилась идея перенести запуски поближе к экватору: чтобы выгодно использовать географическое расположение космодрома Куру во Французской Гвиане.
В ноябре прошлого года Россия и Франция подписали соглашение о запусках наших ракет-носителей с этого космодрома. Разработчик носителей на базе королевской "семерки" - самарское "ЦСКБ-Прогресс" - переделывает ракету "Союз-2" нового поколения. Она будет оснащена крупногабаритным головным обтекателем, более мощными двигателями и новой цифровой системой управления.
Это, как говорят специалисты, позволит более точно контролировать траекторию полета. И уже в конце нынешнего года с Байконура должны начаться ее летно-конструкторские испытания.
Стартовать "Союзу" предстоит с нового стартового комплекса космодрома Куру. Его построят неподалеку от населенного пункта Синнамари: "Союз" расположится в десяти километрах от площадки, с которой отправляются на орбиту европейские ракеты-носители "Ариан-5". "Российский космодром" займет территорию около двух квадратных километров. Сейчас там уже начали вырубать джунгли, и скоро работы развернутся в полную силу. Все должно быть завершено до конца 2005 года. А первый запуск модернизированного "Союза" намечен на конец 2006-го - начало 2007 года.
Какие конкретно "плюсы" получает вместе с пропиской на космодроме во Французской Гвиане наша страна? Это прежде всего определенные преимущества в энергетике для "Союзов" по сравнению с Байконуром. А именно: за счет разницы наклонения переходных орбит носитель сможет выводить на геостационарную орбиту спутники массой в 2,5-3 раза больше, чем при пуске с российского южного космодрома. То есть это будут не те полторы тонны полезной нагрузки, как сейчас, а все четыре. Кроме того, мы получаем пакет паритетных заказов на несколько лет вперед: на сегодняшний день у Европы просто-напросто нет ракеты среднего класса.
Однако, по мнению некоторых экспертов, стоимость коммерческих запусков с Куру будет дороже, чем с Байконура, поскольку там задействованы европейские структуры, расходы на транспортировку. И несмотря на то, что качество предоставляемых услуг высокое, что немаловажно, конкуренция с другими странами у России будет довольно жесткой.
Прежде чем "Союзы" попадут на космодром Куру, им придется "попутешествовать": сначала блоки ракет по железной дороге перевезут из Самары в Санкт-Петербург, где их перегрузят на специальный паром. Кстати, заправляться ракеты будут французским керосином и кислородом. Сделано это для того, чтобы максимально ускорить предполетные операции: все компоненты ракетного топлива производятся на самом космодроме.
Возможны ли запуски пилотируемых "Союзов" к Международной космической станции? Такая перспектива обсуждается довольно живо. Правда, сразу возникает масса технологических вопросов, которые выходят за рамки того, что делает сегодня Россия для запуска автоматических спутников. Особенно проблематично, по словам экспертов, обеспечение безопасности полета: при старте ракеты с Куру трассы будут проходить над океаном. По самым минимальным оценкам, потребуется очень большое количество морских и воздушных средств поиска и спасения. И свести тут концы с концами сегодня мы вряд ли сумеем. Как неоднократно заявлял генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев, пилотируемые запуски на МКС в рамках российских обязательств будут проходить только с космодрома Байконур. Все остальное может обсуждаться только с точки зрения некой коммерциализации, дополнения или какого-то европейского участия.