Между тем, по данным Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) - профессионального объединения кадровых агентств, на весь рынок страны приходится около 140 миллионов долларов, или один доллар на одного жителя. Такой показатель свидетельствует о том, что у нас наем работников за деньги пока не более популярен, чем в развивающихся государствах. В Европе и Америке на этот рынок приходится 30-33 доллара на одного жителя страны.
Тем не менее АКПП считает, что отечественные кадровые агентства набирают обороты. Все большее количество директоров осознают, что "яйцеголовые" кадры - это выгодно. Оказывается, меркантильные работодатели подсчитали, что если отдача от вложения денег в недвижимость составляет 12 процентов, в новые технологии - 40, то в людей - аж 300 процентов.
Во всяком случае, кадровые агентства сегодня успешно работают не только в Москве и Санкт-Петербурге. Сформировались крупные рекрутерские фирмы в Екатеринбурге, в Уфе, Новосибирске, Нижнем Новгороде. И здесь готовы платить за требуемых специалистов большие деньги - 1,5 - 3 тысячи долларов в месяц. Кстати, рынок по подбору кадров сильно изменился. Ушли с рынка маленькие фирмы, а те, что остались, - объединились. Отсюда и новая статистика. Если два года назад было принято считать, что в стране работает не менее 1000 агентств, из них в столице - 500, то ныне, по данным ассоциации, таких насчитывается не более 600 по стране, из них в столице - 300.
Подтверждает эту динамику и другой факт. Около 18 процентов всех соискателей приходится на долю региональных клиентов - совместных предприятий и филиалов крупных московских компаний. При этом региональные клиенты предпочитают искать людей не у себя дома, а в Москве - сказывается прежнее представление о Первопрестольной как о концентрированном сгустке светлых мозгов. Увы. Эксперты вынуждены констатировать, что "свободных" талантливых людей в столице практически нет. Потому-то ищут таковых сегодня уже московские клиенты в разных уголках страны.
При этом рекрутеры заметили еще одну особенность. Динамика и состав подбираемых ими соискателей позволяет прогнозировать, что ожидает ту или иную отрасль, скажем, через 6 месяцев. Ныне самые активные клиенты кадровых агентств - банки, компьютерные и фармацевтические фирмы, нефтяные и медиа-предприятия, производители климатической техники. Здесь показатель проникновения на рынок (доля компаний, активно работающих с рекрутерскими агентствами) колеблется от 40 до 10 процентов. Если следовать логике охотников за головами, через полгода станут процветать именно эти отрасли хозяйства.
На какие деньги заманивают "охотники за головами" (в долларах в месяц)
Финансовый директор 800-2200
Директор по персоналу 900-2500
Директор по информтехнологиям 500-2000
Управляющий по логистике 500-3000
Главный бухгалтер 1500
Инженер 150-800
Офис-менеджер (секретарь) 150-450
Менеджер по продажам 500
(По данным АКПП)