Многие ученые не устают повторять: придет время и наша власть поймет, что без науки у страны нет будущего. Но может статься, что к тому времени "планов громадье" будет уже некому выполнять. И тогда мы с горечью осознаем справедливость советского лозунга "Кадры решают все!".
Потерять их легко. Восстановить трудно. На это потребуется не одно поколение. Таков один из главных выводов подготовленной к заседанию и оказавшейся в руках редакции аналитической записки. Кстати, даже в годы Великой Отечественной войны расходы на науку не сократились, напротив, существенно возросли.
Аналитическая записка выдержана в жестких тонах. Ее сила и убедительность - в цифрах. Многие из них известны. Собранные же вместе рисуют детальный, в суперреалистическом стиле, портрет и самой науки, и тех, кто ей служит.
Кого манит заграница
Хроническое безденежье науки привело к тому, что за период с 1990 по 2002 год число ученых и специалистов сократилось в России на 55,2 процента. Сегодня в этой сфере работает 870,9 тыс. человек. По удельному числу занятых в науке наша страна скатилась на девятое место, оказавшись позади Финляндии и Исландии.
Как выяснилось, "утечка мозгов", вокруг которой сломано столько копий, не так уж и велика. Навсегда расстались с Россией около 20 тысячи человек, или всего 2 процента общей убыли. (Конечно, среди уехавших немало ученых первой величины и даже руководителей научных школ.) Еще около 33 тысяч человек практически постоянно работают за границей по контрактам. Но здесь важна тенденция. А она, согласно опросам, такова: подавляющее большинство российских исследователей, работающих за рубежом, пытается остаться там навсегда.
Особенно тревожит, что эмиграция помолодела, "отсасывая" из страны молодых кандидатов наук, аспирантов и даже выпускников вузов. И хотя затраты на подготовку одного специалиста за счет бюджета невелики (около 2-2,5 тысячи долларов за весь период обучения), его отъезд наносит стране урон в 200-250 тысяч долларов. Ведь он ничего не вкладывает в экономику страны.
И все же львиная доля наших ученых и специалистов совершила так называемую внутреннюю эмиграцию. Именно эти кадры обнищавшей науки насытили бурно развивавшиеся сферы бизнеса, - банки, страховые компании, частные фирмы и т. д.
В докторах только пенсионеры
Что же представляет пейзаж после "битвы"? Наука постарела. Средний возраст научных сотрудников перевалил 50-летний рубеж (в 60-е гг. он составлял 38,5 лет). Когда-то молодым кандидатам теперь в среднем около 53 лет, а средний доктор вообще пенсионер, ему - за 61. Об академиках и членах-корреспондентах аналитики умалчивают. Зато напоминают: наиболее значимые открытия и исследования совершаются в возрасте 27-40 лет.
Но, пожалуй, самое тревожное, что молодежь в возрасте 28-30 лет, защитив диссертации, не остается в российской науке. Значительная ее часть "рассеивается": покидает страну или уходит в коммерческие структуры. В итоге "популяция" ученых среднего возраста - а это наиболее продуктивная для науки группа - постоянно уменьшается. Общий вывод: сокращение числа молодых ученых ставит под вопрос будущее российской науки.
Казалось бы, ну куда дальше? Оказывается, есть. По утверждению аналитиков, уже через десять лет ситуация может оказаться катастрофической. Причина - надвигающийся демографический кризис. После максимума абитуриентов 2005 года начнется спад. Всего за 5-6 лет численность 17-летних жителей России уменьшится почти на миллион. Конкурсы в вузы упадут до одного человека на место. Ситуация может дойти до абсурда: уже вузы будут конкурировать за право заполучить к себе абитуриента. Исчезнет конкуренция и отбор наиболее талантливой и подготовленной молодежи.
Правда, по мнению авторов записки, в нашей высшей школе сохранилось не так много учебных заведений, способных готовить специалистов мирового уровня. Поэтому предлагается на конкурсной основе выявить эти вузы и сконцентрировать в них подготовку кадров для государственного научно-технологического комплекса. Последствия такого отбора очевидны: элита получит приоритетное финансирование и прочие привилегии.
А что останется остальным? Рецепт таков: сотрудничать с корпорациями, заинтересованными в подготовке высококвалифицированных специалистов. Впрочем, этот путь не заказан и для "элиты".
В дворники дорога открыта
Сегодня статус ученого в глазах молодежи один из наименее престижных. По всем опросам, он занимает одно из последних мест среди полутора десятков профессий. Можно сколько угодно рассуждать о том, как замечательно познавать истину, но молодежь предельно практична. Она прежде всего изучает графу - "зарплата". А там оклады работников научной сферы по ЕТС для возрастных групп, имеющих 9-14-й разряды, находятся ниже официально установленного прожиточного минимума. И больше всего страдают как раз те, кто моложе 29 лет. В цифрах это выглядит так. Средний заработок подавляющего большинства ученых в 2002 г. составил 4552 рубля в месяц. Оклад профессора 2300-2520 рублей, доцента и старшего преподавателя - 2180 рублей, оклад преподавателя и ассистента 1880-2020 рублей. Как видим, профессор получает в два раза меньше московского дворника!
Но, пожалуй, в наихудшем положении оказались научные сотрудники вузов. Они получают в 1,4 раза меньше даже той мизерной суммы, которая сложилась в сфере науки в целом.
Ноги всех бед науки и образования растут из бюджета. Точнее, из его катастрофической нехватки. Начиная с 1992 г. затраты на исследования и разработки не превышают 1,1% от ВВП. Для сравнения: в Швеции эта цифра составляет 3,78%; в Японии - 2,98%; в США - 2,69%; в Германии - 2,48%. И хотя в соответствии с Законом "О науке и государственной научно-технической политике" расходы на науку должны составлять не менее 4% расходной части бюджета, эта величина на 2004 год составляет 1,74%.
Но не только дефицит средств мешает эффективно готовить научные кадры. История еще с давних времен оставила нам в наследство разобщенность науки и образования. И этот разрыв много лет не удается преодолеть. Так, наши вузы выполняют не более 10 процентов фундаментальных исследований в стране. Для сравнения: в университетской науке США это доля превышает 50 процентов.
Уже для всех очевидно: науку и образование надо интегрировать. Но пока это в основном декларации. На пути объединения воздвигнута "китайская стена" - раздельное финансирование науки и образования. К примеру, вузы не имеют права вести фундаментальные исследования за счет выделяемых им средств. Но и академическим институтам запрещено тратить деньги на собственную образовательную деятельность. То есть ставятся под удар базовые кафедры университетов в институтах Академии.
Все надежды - на статус
Проект концепции предлагаемых мер разительно отличается от сухой, "оцифрованной" аналитической записки. Здесь цифра - редкая птица. Зато преобладают сентенции - "следует повысить", "создать и утвердить", "разработать и приступить", "совершенствовать систему" и т. д.
Кто-то назовет все это благими пожеланиями, кто-то - программой максимум, кто-то скажет, что проект составлен по принципу "если бы я был директором". А им, судя по главному тезису, заявленному в начале и конце документа, предлагается стать Президенту России. Во всяком случае, программа "Научные кадры России", по мысли авторов, должна получить статус президентской. В противном случае "самые острые проблемы сохранения кадрового потенциала науки не могут быть решены..."
Какой вид примет проект в окончательном виде, решит Совет на своем заседании. Пока же приведем лишь некоторые из обширного перечня предложений. Конечно, через весь текст красной нитью проходят пожелания увеличить число и размеры стипендий, грантов и премий, существенно поднять оплату труда ученых, и в том числе молодым. В то же время особо подчеркивается, что средства в науку пойдут не широким фронтом, а будут концентрироваться на приоритетных направлениях, с учетом результатов конкурсов. Периодически должны проводиться ревизии научных коллективов. Бесперспективные научные направления и организации лишатся бюджетной поддержки.
Получат стимул активно включиться в науку и вузы. При их аккредитации будет учитываться степень участия в научных исследованиях. Для преодоления разобщения науки и образования предлагается поддержать новые организационные формы: исследовательские университеты, научно-образовательные и учебно-научные комплексы и др.
Конечно, сказано в проекте и о том, что необходимо стимулировать частный бизнес вкладывать средства в науку и образование.
Заявлено, что нужно создать законодательную основу для коммерциализации интеллектуальной собственности, сделав ее одним из основных источников финансирования науки.
Есть в проекте и много раз звучавшее пожелание, что государство должно заказывать себе будущие кадры, оговаривая с ними в контракте условия обучения и трудоустройства. Кроме того, предлагается ввести бесплатное обучение в аспирантуре или докторантуре с условием, что, защитившись, ученый отработает в государственном секторе не менее трех лет, а также высказывается идея освободить ученых государственного сектора науки, высоких технологий от призыва на военную службу.
Больной вопрос для молодых ученых - жилье. Проект предусматривает ввести систему льготного (беспроцентного) кредитования на строительство жилья сроком на 10-15 лет с частичным погашением кредита за счет предприятий, региональных и государственных органов власти.
По мнению авторов концепции, президентская программа "Научные кадры России" на 2005-2008 годы должна стать ядром системы сохранения и воспроизводства кадрового потенциала.