Татарстан. «Автогражданку» притормозили
На сегодня в Татарстане зарегистрировано более 707 тысяч транспортных средств, большая часть – почти 600 тысяч – принадлежит частным владельцам. К началу года только половина из них приобрела полисы обязательного страхования автогражданской ответственности.
– Если мы сейчас с помощью штрафов заставим автовладельцев за один месяц получить полис, то на следующий год людям придется приобретать «автогражданку» заново, – говорит Р. Минниханов. – Надо дать им хотя бы небольшую фору. И подобные меры для республики не новы. Например, когда в регионе вводился новый порядок техосмотра транспортных средств, месяц его прохождения определялся по последней цифре в госномере автомобиля, и этот метод себя зарекомендовал очень хорошо.
Ежедневно в Татарстане проходят технический осмотр и регистрируются около 2 тысяч транспортных средств, одновременно их владельцы получают полисы «автогражданки». Плюс столько же «добровольцев».
Однако основная часть страховых полисов приобретается частниками, большинство же казенных автомобилей пока не застраховано. Основная причина в том, что заниматься страхованием машин, находящихся на балансе бюджетных организаций, должна была компания, выигравшая соответствующий тендер. О том, что конкурс будет проводиться, местные страховщики заявляли еще в июле прошлого года, однако до сих пор о дате проведения, а также о компаниях, допущенных к тендеру, ничего не известно. Данное обстоятельство также сыграло свою довольно весомую роль в отсрочке «автогражданки».
Решение республиканского Управления ГИБДД не окончательное – Рифкат Минниханов не исключает возможности продления карт-бланша. На вопрос корреспондента «РГ», согласована ли столь лояльная позиция татарстанской ГИБДД с позицией МВД России, начальник управления ответил утвердительно: «Российское МВД в курсе нашей инициативы. Но подобных послаблений автовладельцы не имеют более ни в одном регионе страны».
Между тем такая инновация имеет и свои минусы. Например, если застрахованные автовладельцы совершат столкновение на дороге, пострадавшей стороне ущерб будет возмещен. А вот если «стукнут» самого застрахованного, никакой гарантии покрытия расходов нет.
С введением моратория на «автогражданку» серьезно пострадали и страховые компании. С целью привлечения в свои офисы максимального числа автомобилистов, страховщики обещают дополнительные бонусы – кто-то наливает 30 литров бензина в качестве «премиальных», кто-то дарит аптечку. Некоторые вообще за стандартную цену страховки обещают поднять максимальную ставку страховой выплаты аж до миллиона рублей (на самом деле за сладким обещанием прячется покупка дополнительного, но уже добровольного, полиса). Однако все эти посулы не спасут местных страховщиков от реально замаячившего на горизонте банкротства.
Согласно заявлению президента Союза страховщиков РТ Виталия Федоренкова, страховые компании республики уже выплатили пострадавшим автомобилистам около трети той суммы, что им удалось собрать на «автогражданке», и это несмотря на то, что большая часть страховых полисов только-только начинает действовать.
– Если дело будет продвигаться в таком темпе, – говорит В. Федоренков, – страховым компаниям ничего, кроме убытков, «автогражданка» не принесет.