Напомним, что сейчас ставка ЕСН составляет 35,6 процента. При этом действует регрессивная шкала, то есть если зарплата достигает определенного (достаточно высокого) уровня, отчисления в бюджет снижаются. Принципиальное решение, что ставка налога будет снижена, уже есть. Сейчас обсуждается, каким образом это сделать. Пока базовым вариантом остается тот, который был предварительно одобрен на заседании Правительства осенью. То есть снижение максимальной ставки ЕСН до 26 процентов с сохранением регрессии. При этом предлагается сохранить регрессивную шкалу и установить три диапазона регрессии. Так, для зарплаты каждого отдельного работника до 300 тысяч рублей ставка устанавливается в размере 26 процентов. От 300 001 до 600 тысяч рублей - 78 тысяч рублей плюс десять процентов с суммы, превышающей 300 тысяч. Свыше 600 тысяч - 108 тысяч плюс 2 процента с суммы, превышающей 600 тысяч.
Вариант с сохранением регрессии вызывает немало критики. Заместитель министра по налогам и сборам Салават Аминев считает, что лучше ввести плоскую шкалу, то есть единую ставку по ЕСН. По его словам, выгоду от использования регрессивной шкалы получает небольшое число людей - около трех процентов населения, по большей части работающих в газовом, нефтяном или банковском секторах экономики. Мнение министра разделяют и независимые эксперты: они отмечают, что чем налог сложнее, тем больше потери бюджета, тем его сложнее проконтролировать, легче укрыть какие-то суммы. Отметим, что единый социальный налог и так один из самых сложных, причем как для налоговиков, которые его собирают, так и для бухгалтеров. Для его уплаты нужно 11 платежек.
Напомним, что несколько лет назад отчисления в социальные фонды (которые и составляют ЕСН) уже снижались на четыре пункта. Однако зарплата из тени не вышла. Произошло это потому, что снижения налога на четыре пункта недостаточно. Если раньше директору надо было искать для увеличения зарплаты дополнительно 40 процентов, то сейчас 35. Разница невелика. Хотя налогоплательщики ответили на шаг, который был сделан им навстречу, и поступления от социального налога выросли.
Сейчас, считают эксперты, логично сделать второй шаг, радикально снизить эту ставку в расчете на то, что поступления от социального налога опять вырастут. При тех ставках, которые есть сейчас, зарплата будет не выходить, а выползать из тени.
Правда, в этом деле есть и другая сторона: Пенсионный фонд весьма озабочен возможным снижением поступлений. Ведь большая часть единого социального налога зачисляется именно в его бюджет. Независимые эксперты, например бывший министр финансов Борис Федоров, считают, что налоги снижать можно и это даст больший доход за счет расширения налогооблагаемой базы. При этом обычно приводится в качестве примера эффект увеличения сбора при снижении ставки подоходного налога. Однако более осторожные прогнозисты указывают на то, что это в большой степени зависит от характера налога. Так, снижение налога на прибыль не дало роста поступлений в бюджет.
"Страховкой" на случай падения сборов при снижении ставки ЕСН, похоже, может стать увеличение налоговой нагрузки на нефтяной сектор.
По словам Германа Грефа, дополнительные изъятия в пользу государства из сырьевой отрасли могут дать 2-3 миллиарда долларов в год. Как сообщил министр, сейчас идут консультации с представителями нефтяного сектора по поводу изменений в налоге на добычу полезных ископаемых, и уже в феврале Правительство определится, какими именно они будут. Повышение налоговой нагрузки на эту отрасль Греф связывает со стабильно высокими ценами на нефть. Он уточнил, что под высокими подразумевается уровень цен на нефть более 25 долларов за баррель. Тот факт, что стоимость горючего удержится на столь высокой отметке так долго, не был учтен при написании соответствующих глав Налогового кодекса, заявил Греф, и теперь, похоже, Правительство намерено исправить эту ошибку.
Еще одним шагом налоговой реформы Герман Греф назвал введение НДС-счетов. Напомним, в чем суть этого нововведения. Система НДС-счетов предполагает, что каждый налогоплательщик имеет право открыть неограниченное количество расчетных счетов, но при этом он обязан открыть хотя бы один НДС-счет. Этот счет будет аккумулировать те денежные средства, которые налогоплательщик получил от своих контрагентов в качестве налога на добавленную стоимость. Условно это выглядит так. Когда организация приобретает товар, работу и услугу, она оплачивает, например, 100 рублей. В этих ста рублях 80 процентов - цена товара, 20 процентов - НДС. 80 рублей организация переводит контрагенту на расчетный счет, а 20 рублей идет на специальный НДС-счет. Так будут проходить расчеты, если будет введена эта система. Таким образом, все НДС-деньги в экономике "окрашиваются" и вращаются исключительно в системе НДС-счетов. С этого НДС-счета налогоплательщик может осуществить расходование только в двух направлениях: или в бюджет, или на НДС-счет своего контрагента. Возврат с НДС-счета на расчетный счет не предполагается.
Когда налогоплательщику не хватает денег для уплаты НДС в бюджет с НДС-счета, он может быть пополнен с расчетного счета. Таким образом, каналом наполнения НДС-счета будут денежные средства на расчетных счетах.
Базовым условием, при котором работает эта система, является то, что право на вычет при формировании налогового обязательства при уплате НДС в бюджет предоставляется только по тем суммам, которые прошли через НДС-счет. То есть если контрагент не имеет НДС-счета, то организация, работающая с ним, не можем предъявить к вычету суммы НДС, которые получили от него. Только деньги, окрашенные в системе НДС-счетов, дают право на вычет. Забрать деньги с НДС-счета можно будет только в случае ликвидации предприятия.
Ранее Министерство экономического развития и торговли выступало против введения НДС-счетов. Однако теперь, похоже, оно пересмотрело свою позицию. Выступая перед американскими инвесторами, Герман Греф подчеркнул, что преступный бизнес по возврату НДС в России достиг опасного уровня.
После принятия этих законов, по словам Грефа, наступит давно обещанное налоговое затишье. Глава Минэкономразвития заявил, что "глобальной трансформации в среднесрочной перспективе Налоговый кодекс подвергаться не будет".