Сделайте им больно

Мир зачарованно молчал, но в прошедшую пятницу первая реакция на итоги переговоров все-таки появилась: эстонский премьер Юхан Партс посоветовал Евросоюзу более жестко обращаться с Россией, отказавшись от "политики всепрощения". По его мнению, ЕС зря "прогнулся" перед настойчивостью нашего виртуозного переговорщика, заместителя Грефа Максима Медведкова, и обаянием собственно самого министра. Особенно возмутил эстонского премьера "ультиматум" из 14 пунктов, который Россия представила на переговорах Евросоюзу. В нем, в частности, выражается озабоченность положением русскоязычного населения стран Прибалтики. И сказано, что в стране - члене ЕС нельзя обращаться с людьми так, как это порой практикуется в прибалтийских странах.

Что и говорить: 1 мая Европа принимает в свое лоно очень боевых и задиристых членов. Еще не став частью ЕС, Эстония уже раздает советы и подначивает сонных брюссельских бюрократов. Что будет после вступления, когда "молодые и задиристые" сядут на равных делить бюджет ЕС? Но это будут проблемы Европы, нам бы со своими разобраться.

Самое интересное - это пресловутый список из 14 требований. В день переговоров сообщений о нем не появлялось. Как удалось нам выяснить, о списке написали несколько западных газет, правда, очень осведомленных. Официально его как бы не существует - этакая бумажка для внутреннего пользования. Поскольку по официальным каналам узнать о списке ничего не удается, попробуем восстановить его содержание по сообщениям западных СМИ (см. нашу справку).

Среди пунктов "ультиматума" - в основном экономические требования, но есть и два политических. Интересно, что у западных комментаторов этот "ультиматум" не вызвал особой аллергии. Они отмечают, что Россия старается минимизировать все возможные убытки от расширения ЕС, и только. Еще более интересна реакция европейского бизнеса: в деловых кругах Россию не только не стали бояться, напротив - ее зауважали. Данные последнего опроса топ-менеджеров европейских компаний: 12 процентов из них хотели бы видеть Россию членом ЕС (хотя Россия даже не собирается на это претендовать). Для сравнения: вступление в ЕС жаждущих этого Турции и Украины поддерживают всего 11 и 4 процента менеджеров соответственно.

Некоторую озабоченность, как можно судить по сообщениям западных СМИ, вызвало соседство в одном списке экономических и политических требований. Есть такое настроение: политику и экономику развести. Но все же "в экономическом плане требования России иллюстрируют важность торговли и инвестиций между ЕС и Россией, отношений, которые все больше характеризуются растущим аппетитом Европы к российской нефти и природному газу, с одной стороны, и продолжающимся голодом России к европейскому капиталу, с другой" - так комментирует российский "ультиматум" видная британская газета. К этим словам ни прибавить ни убавить. У Эстонии, однако, свое мнение на этот счет.

Справедливости ради надо сказать, что Эстония не вполне одинока. Точат когти и другие "новые" страны ЕС из числа бывших советских "сателлитов". Западные газеты цитируют слова неназванного дипломата неназванной же восточноевропейской страны, который заявляет, что после своего присоединения к ЕС он и его коллеги будут относиться к России пожестче - отрыжка проклятого прошлого, знаете ли. Отсюда - и оценка "ультиматума" этим дважды засекретившим себя дипломатом: "Россия сегодня всеми силами стремится усложнить жизнь странам - членам ЕС и делает все возможное, чтобы столкнуть между собой эти страны". Империя зла, прости Господи. Но что у неназванного в планах и на уме, то у эстонцев на языке. "Расширение ЕС произойдет 1 мая текущего года вне зависимости от настроений России... Будут ли развиваться отношения в духе доброжелательства, во многом зависит от того, захочет ли Россия отказаться от негативного фона в отношениях с присоединившимися странами, в частности с Эстонией и Латвией, и заменить его духом прагматического сотрудничества", - написала накануне выступления своего премьера одна эстонская газета.

Между тем как раз эстонский призыв к жесткости выглядит наиболее "коварно" и в конечном счете нелепо. Брюссель понять можно: европейское правительство ведет с Россией честный и прагматичный торг. СССР никогда не строил в Брюсселе порт, как в свое время в Таллине (кто не помнит, это была всесоюзная стройка не хуже БАМа, в которую вложили массу денег и которая обеспечила сносную жизнь отделившейся после распада СССР Эстонии). Россия никогда не подкармливала Европу транзитом грузов, как по недомыслию ли, или по широте душевной, происходило и происходит в случае с Эстонией и другими прибалтийскими странами, вся экономика которых зависит от того, что Россия через них к себе ввезет и что вывезет.

Но не у всех в Эстонии столь короткая память, и столь радужная надежда на субсидии ЕС, которые, в представлении некоторых романтиков, раздаются горстями, имеют безразмерный объем и, как война, "все спишут" (типа можно больше и не работать). Не случайно, что именно на днях появилось открытое письмо одного из видных эстонских писателей, тут же публично поддержанное мэром Таллина. В письме, в частности, сказано, что "Эстонии нравится выказывать себя как маленького друга Америки, хотя едва ли в смысле безопасности от этого есть какой-то прок. Гораздо важнее было бы перестать бесцельно шпынять Россию, а еще лучше - превратиться в часть ядра общей Европы". То есть можно, оказывается, и в ЕС идти, и Россию при этом не "шпынять". Но, как и эстонский премьер, спикер тамошнего парламента так не думает. По словам спикера Эне Эргма, сказанным ею незадолго до заявления премьера, "Эстония должна быть постоянно начеку", потому что в России есть и всегда будут силы, мечтающие о восстановлении "единого и неделимого". Как-то не по-европейски эти все "начеку", "будь готов", "если завтра война"... Поймут ли новые коллеги в Брюсселе, которые наверняка в детстве даже в зарницу не играли? А если не поймут и прикажут (после 1-го мая - именно прикажут) вести себя по-брюссельски, с прагматизмом, но без экстремизма? Вот тогда потеха будет. Но это уже другая история.

Примерное содержание российского ультиматума

- Отсрочка повышения пошлин на ввоз российских товаров в "новые" члены ЕС.

- Отмена ограничения на импорт энергоносителей.

- Увеличение квот (предельных размеров) ввоза в страны ЕС российского зерна.

- Пересмотр политики антидемпинговых расследований в отношении российских товаров.

- Статус Калининграда после расширения ЕС.

- Отмена визового режима для граждан России при поездках в страны ЕС.

- Положение русскоязычного населения стран Прибалтики.