А незадолго до этого в интервью "РГ" Борис Алешин дал понять, что будут не только штаты урезаны, но и ликвидированы некоторые министерства. Пока, правда, неясно, какое количество федеральных министерств и ведомств из нынешних 93 останется. Это решение - прерогатива Президента, задача комиссии - подготовить информационно-аналитическую базу для такого решения.
Вице-премьер сообщил, что на сегодняшний день проанализировано более 4 тысяч государственных функций из 5 тысяч. Примерно 1700 из них признаны либо избыточными, либо дублирующими, либо требующими сокращения масштабов исполнения.
Одно из принципиальных предложений комиссии - реорганизация контрольно-надзорных функций государства. Контроль предлагается передать бизнесу, а надзор сосредоточить в нескольких надзорных органах, при этом они должны быть выведены из состава министерств. Предполагается, что будут сформированы надзорные органы в области транспорта, охраны природы, атомной энергетики и других. Прорабатывается сейчас и такой вариант, при котором федеральная система будет делегировать надзорные полномочия на региональный уровень.
По мнению Бориса Алешина, многие обязанности, которые лежат сейчас на плечах государства, могут быть делегированы бизнесу без потерь для управления, для экономики и граждан. Например, проведением технического осмотра автомобилей вполне могут и должны заниматься частные предприятия. Еще одна лишняя функция МВД, по мнению вице-премьера, - вневедомственная охрана, которая вполне может переместиться в бизнес. Избыточные функции нашли члены комиссии также в МЧС, Минтруде, Минздраве и других министерствах, и это, естественно, вызывает активное или пассивное противодействие. Впрочем, в последнее время регламент комиссии изменился: если ведомство сопротивляется, комиссия проводит так называемые согласительные совещания и принимает трудные решения.
Просвещал вице-премьер депутатов не просто "для общего развития". Комиссия по административной реформе уже подготовила 400 нормативных актов различного уровня. Больше половины из них - это законы, которые должны пройти через Госдуму. Понятно, что депутаты должны быть подготовлены к этому, в противном случае административная реформа забуксует.