В центре России возрождают старинный способ литья, и, как знать, может быть, в скором времени современные мастера будут создавать колокола, соперничающие и по весу, и по звучанию с теми старинными - тысячепудовыми, безжалостно уничтоженными в 30-е годы ХХ века.
На левом берегу Волги, в городе Тутаеве, бывшем Романово-Борисоглебске, работает уникальная мастерская братьев Шуваловых, которые льют колокола старинным способом, существовавшим в прошлые века на Ярославской земле. Глава мастерской Николай Шувалов - необычайно скромный человек, не любит рассказывать о своих достижениях, а делает он вещи, которые доступны, пожалуй, не более чем десятку людей в России.
Немногословный, кряжистый, не любящий бросать слов на ветер, после окончания механического института строил он дома, фермы. И даже желания войти в литейку у него не было. Прокопченные стены, клубы красно-черного дыма… О литейном производстве наслышан был от родственников. Труд тяжелейший, жарища страшная, но и зимой, и летом ходят в цехе в валенках. И не ведал Николай, что судьба повелит ему стать литейщиком и отливать не какие-то болванки, а колокола по старинным технологиям.
Как Шуваловы стали колокололитейщиками? Понадобились колокола для звонницы Воскресенского собора. Где отливать? В литейке одного из ярославских заводов не удалось, в тутаевском кооперативе тоже не взялись. "В наше время да колокол не отлить, что ж тут сложного?!" - подумал Николай и затеял мастерскую во дворе собственного дома. Установил печь, тигелек, для обдува пылесосом пользовался. На необычное зрелище прибегали все соседи смотреть. Тяжело было начинать новое дело. Металл нынче дорог. Братья Шуваловы привезут, бывало, картошку, продадут, а все доходы пускают на колокола.
Качество первых маленьких колоколов не удовлетворяло. А однажды дворовые эксперименты и вовсе пришлось прекратить: лопнул тигель, расплавленный металл вылился на землю, выше крыши поднялся огненный фейерверк. А в 1998 году братья взяли в аренду помещение на площадях развалившейся "Сельхозтехники" - разместили здесь формовочный и литейный цехи, хотя и кровля текла, и стены были в трещинах…
Поначалу Шуваловы пытались лить колокола по современным технологиям, но звук получался не тот. Тогда Николай начал подробно изучать старинный способ формовки, который осуществляется по кружальным лекалам: внутренний стержень колокола - болван - откручивается из глины слой за слоем. Каждый слой должен высохнуть полностью. Так называемый "фальшивый" колокол изготавливается из глины и песка по второму лекалу. Фальшивый колокол обмазывается тонкими слоями глины - до 20 слоев. Каждый тоже должен тщательно просохнуть. Полный цикл изготовления такой формы занимает до трех месяцев. На внешней поверхности отливаются надписи, изображения святых, орнаменты в соответствии с историческими канонами. Вся работа делается вручную. Из всей механизации только кран-балка да частично обсушка идет с помощью электричества.
Этот освоенный Шуваловыми способ позволяет отливать колокола от одного до семисот пудов. Не случайно их изделиями любуются на каждой Всероссийской ярмарке колоколов.
Долго искали мастера глину для старинного способа формовки. Привозили гжельскую, из Армении, но все было не то. Тогда смекнул Николай: зачем далеко искать, должно быть природное сырье поблизости. Два века существовал на Ярославской земле завод Оловянишниковых, отливавший огромные колокола. В ХVIII веке работала здесь и колокололитейная мастерская Мартыновых, известен был и завод Чарышниковых, перебравшийся в середине ХIХ века в Кострому. Не может быть, чтобы мастера возили глину за тридевять земель! И точно, нашли-таки нужную глину в одном из карьеров Ярославской области. Местонахождение этого чудесного карьера Шуваловы держат в секрете.
Но и глина, и старинный способ формовки - еще не все. Очень важна его сложная форма, дающая богатый, действительно благовествующий звук. Малейшее отклонение при формовке дает дефекты, диссонансы. Чтобы сделать единственно правильную форму, так называемый "профиль", Николай Шувалов тщательно обмерял сохранившиеся старинные колокола. И когда получили первый качественный колокол - радость была огромная! Его отвезли в суздальский Покровский монастырь, одна из насельниц которого - родная сестра братьев Шуваловых.
Теперь шуваловские колокола одни из лучших в России. Знатоки говорят, что звук у них легкий, льющийся. Шуваловские колокола получили высокую оценку и главного звонаря России - Игоря Коновалова, художественного руководителя колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя. Коновалов называет эту мастерскую местным чудом: из ничего, из праха выросло такое уникальное производство!
Николай Шувалов к колоколам относится словно к живым существам. Не зря же на Руси испокон веков уподобляли колокол человеку: его звон - голос, есть у него также язык, уши, плечо, тело, губа и даже корона. Колокольный звон - это весть, знак, глас, обращенный ко всему народу. Шувалов убежден, что по истории колоколов можно изучать историю России. В смутные времена колокола уничтожали, казнили и даже ссылали.
В шуваловской мастерской трудятся чуть более десяти человек, среди них - лекальщик, художник, глиномес, литейщик, техники. Но здесь не только сохраняют старинные традиции колокололитейного производства, а и возрождают старинный уклад жизни, когда человек был в гармонии с самим собой и с окружающим миром. И тут не захочешь, да поверишь в покровительство свыше. Как-то не заладилась у мастеров работа - и все тут. В результате получился колокол, но звучание его Николая Александровича не совсем устроило. Оказалось, деньги на металл выделил какой-то бандюган из так называемых "новых русских", вот дело и не шло…
Тутаевские колокола звонят на колокольнях многих приходских и соборных храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Костромы, Суздаля, Брянска, Сочи, Краснодарского края, Украины, Казахстана. Завтра новый колокол-богатырь вместе с четырнадцатью своими собратьями поменьше отправится в долгое путешествие через всю страну, чтобы потом с колокольни кафедрального собора Читы возвестить: гудят колокола - значит, в России все будет нормально.