Михаил Кавальчук, ученый секретарь совета, член-корреспондент РАН, директор института кристаллографии им. Шубникова:
- Я был участником всех заседаний Совета, но в таком формате он прошел, пожалуй, впервые. И тон задал Президент. Вместо запланированных, подробных выступлений состоялась беседа, в так сказать в диалоговом режиме. Сейчас все спрашивают: ну что решили? Поможет Президент науке? И конечно, всех интересует: будут выделены науке дополнительные деньги?
Так вот Президент напомнил, что за последние 3-4 года финансирование науки увеличено ровно в два раза. Ясно, что в абсолютных цифрах этого недостаточно. Но у нас такая экономика, она больше не потянет. И пока ее не развернем, наша наука не будет финансироваться так же щедро, как на богатом Западе.
То есть завтра революционного прорыва на этом фронте ждать не стоит. Но выход есть. Нужно искать новые формы и организации научных исследований и внедрения технологий. Именно это ускорит привлечение в научную сферу денег и, прежде всего, внебюджетных.
Я бы сказал еще жестче. Вся система научных исследований в СССР создана несколько десятилетий назад в условиях тоталитарной, административно-распределительной системы. И до сих пор в нашей науке, по сути, мало что изменилось, хотя на дворе, рыночная экономика и демократические институты. То есть, говоря образно, новую работу приходится выполнять старым инструментом.
Поэтому нам надо провести очень тонкую и аккуратную реструктуризацию всего научного потенциала, адаптировав его к реалиям рыночной экономики. Тогда за счет развития высоких технологий начнет бурно развиваться и экономика. Появятся деньги и на исследования и на сохранение научных кадров.
Очень серьезно обсуждался ключевой и дискуссионный вопрос о формах интеграции науки и образования. С одной стороны, все поддерживают эту идею. Но с другой, у нее немало подводных камней. Скажем, предлагается создать исследовательские университеты на базе академических институтов. Понятно, что специальные предметы в них будут вести сотрудники институтов. А общие? Получается, что академия берет на себя несвойственные ей функции преподавания.
И таких вопросов немало, решать их с наскока нельзя. Ведь наука и образование очень деликатная сфера, здесь надо действовать осторожно, по принципу -не навреди. Поэтому намечено разработать пилотные проекты интеграции, в которых будут опробованы различные варианты.
Еще один всех волнующий вопрос - госзаказ на подготовку кадров. И здесь было высказано много различных мнений. Например, я считаю, что мы много лет провели, образно говоря, в ГУЛАГе, поэтому нельзя сразу проснуться в Гайд-парке. Хотя наши реформаторы и убеждали, что рынок решит все проблемы. Мягко говоря, не вышло. Скажем, сегодня выпускники учебных институтов получили свободное распределение. В итоге, вузы не представляют спрос: кого, сколько и для кого надо готовить. А предприятия не знают, где и каких специалистов искать.
Конечно, госзаказ в советском варианте - это сегодня абсурд, но какие-то косметические поправки, если хотите, легкие административные воздействия потребуются. Естественно, все это должно быть в рамках демократических институтов.
Владимир Фортов, академик-секретарь отделения энергетики, машиностроения и процессов управления РАН, академик РАН:
- Самое главное впечатление от прошедшего Совета: высшим руководством страны признано, что проблема научных кадров - и молодых и немолодых, а также преемственность поколений - является одной из ключевых проблем не только российской науки, но и России.
Обсуждение длилось почти три часа. Хочу подчеркнуть, что именно обсуждение. Было видно, что Президент, с одной стороны, досконально знает проблему, а с другой - не пришел с готовым "генеральским" решением. Кстати, сразу же попросил не констатировать факты, а давать конкретные предложения, как "разруливать" ситуацию. С кем-то активно спорил, с кем-то сразу не соглашался, кому-то говорил - да!
Но это общее впечатление. А если по существу, то, конечно, прежде всего, говорилось о тяжелейшем финансовом положении науки и образования. Обещано еще раз оценить возможности государства и помочь сохранить научные кадры. В частности, речь шла об увеличении стипендий, грантов, а также различных вариантов получения жилья молодыми учеными.
В центре внимания был и очень больной вопрос о разобщенности науки и образования. Все выступавшие подчеркивали, что причина - в несовершенстве законодательства. Это абсурд, когда университеты не относят к научным организациям, по сути, запрещая вести научные исследования, а академическим институтам заниматься преподаванием. Президент заметил: если вы все - "за" такую интеграцию, а только юристы - "против", то с ними я договорюсь.
На заседании прозвучало интересное предложение перевести в двойное подчинение Академии наук и Минобразования РФ два наших учебных заведения: Новосибирский университет и Московский физико-технический институт.
Неоднозначными были мнения о таком щекотливом вопросе, как госзаказ на образование. В частности, звучали предложения ввести контрактную систему на обучение и трудоустройство. Пожелание, с одной стороны, благое: надо, чтобы люди, получившие образование за счет бюджета, вернули ему хотя бы часть затраченных средств. А то ведь нередко, получив диплом по определенной специальности, молодые люди трудятся совсем в других сферах. А то и вовсе покидают страну. Но с другой стороны, выбор места работы - право свободного человека. Как и записанное в Конституции право на образование.
Все, что высказано участниками заседания, будет проанализировано рабочей группой и ляжет на стол Президента. Последнее слово за ним.