Бизнесу полегчает - граждане заплатят?

Напомним, поступления ЕСН составляют 90 процентов доходов этих фондов. За счет единого налога финансируются трудовые пенсии, расходы на медицинское страхование работающих, социальное страхование, помощь и деятельность самих фондов. По закону эти расходы жестко "привязаны" к ЕСН и не могут финансироваться за счет других налогов. Несомненный приоритет по расходованию налога - пенсии: 75 процентов расходуется на выплату трудовых пенсий. Таким образом, вопрос об изменении ставки налога сводится фактически к прогнозированию платежей (или неплатежей!) по трудовым пенсиям.

Выплачиваемая сегодня населению трудовая пенсия состоит из базовой и страховой частей. Механизм индексации четко прописан в Законе "О трудовых пенсиях в РФ". Изменение каждой из них зависит от инфляции, а индексация страховой части - еще и от изменения заработной платы. Следовательно, в случае выхода зарплаты из тени в результате снижения налога автоматически индексируются пенсии.

По нашим оценкам, расходы на трудовые пенсии в 2004 году составят 5,5 процента ВВП, а в 2005 году вырастут до 5,7 процента ВВП. Всего расходы за счет ЕСН увеличатся до 7,2 процента и до 7,5 процента - соответственно в 2004 и 2005 годах, а поступления налога не превысят 7 процентов ВВП. Это означает, что в ближайшие годы сохранится ситуация последних двух лет, когда расходы фондов за счет ЕСН превышали поступления налога, а дефицит финансировался за счет накопленного в 2000-2001 годах финансового резерва. Поскольку дефицит будет расти и накопленных остатков хватит только на 2004 год, то в ближайшее время придется искать способы обеспечения сбалансированности бюджетов фондов.

Стремиться увеличить профицит фондов за счет роста доходов при существующей системе индексации бесполезно. Все равно рост зарплаты и налогов будет нивелироваться автоматическим увеличением расходов на пенсии в результате индексации. Так что придется сокращать расходы. Все варианты сокращения расходов социально болезненные. Скажем, уже обсуждаются изменение порядка индексации пенсий и увеличение пенсионного возраста. Понятно, что первое неизбежно приведет к еще большему обнищанию пенсионеров. Размер средней пенсии в России составляет 30 процентов от средней зарплаты в стране. В соответствии со стандартом Международной организации труда социально приемлемым вариантом является размер пенсии 60-70 процентов от заработной платы. Минимально возможный вариант - 40 процентов. Если в целях экономии перестать индексировать пенсии на существующих условиях, то отношение пенсии к зарплате еще более уменьшится.

Что касается увеличения пенсионного возраста, то эта радикальная мера способна дестабилизировать социально-политическую ситуацию. Несмотря на относительно низкий пенсионный возраст в России по сравнению с другими странами, увеличивать его возможно только в случае реального повышения размера пенсии и гарантии со стороны государства на достойную старость, а также роста продолжительности жизни в стране. Кроме того, выигрыш от повышения пенсионного возраста не столь значителен и не покрывает возможных социальных издержек. Только в случае радикального повышения возраста можно сэкономить значительные суммы. Например, для снижения расходов на 1 процент ВВП, что необходимо для предотвращения банкротства фондов в случае снижения ставки, придется увеличить пенсионный возраст и мужчин, и женщин на 5 лет. Меньший размах теряется в масштабах российской пенсионной системы.

Заранее представляю реакцию читателей, но тем не менее считаю, что наименее болезненным вариантом сокращения расходов, производимых за счет ЕСН, можно рассматривать прекращение выплаты пенсии работающим пенсионерам, а также переход на другие источники финансирования платежей нестрахового характера.

В России сегодня 4,4 миллиона работающих пенсионеров по старости. Прекращение выплаты им пенсий позволит сократить расходы на 4,1 млрд. долларов (около 1 процента ВВП). Высока вероятность, что в этом случае возрастет доля теневой экономики: работодатели и работающие пенсионеры не будут заключать формальные соглашения и выплачивать налоги. Однако, на наш взгляд, положительный эффект от достижения сбалансированности внебюджетных фондов в масштабах всей социально-экономической системы страны больше, нежели негативный эффект роста теневой экономики.

Освобождение внебюджетных фондов от платежей нестрахового характера и перевод их на другие источники финансирования может сократить расходы фондов более чем на 10 миллиардов долларов. Причем если эффект сокращения расходов на социальную помощь достаточно мал, то исключение расходов на базовую часть трудовой пенсии снизит нагрузку на Пенсионный фонд на 9,7 миллиарда долларов (2 процента ВВП). Тем не менее это маловероятный вариант. Ни федеральный бюджет, ни тем более региональные бюджеты не возьмут на себя это обязательство.

А что же делать в этой ситуации? Сейчас был бы наиболее приемлем вариант финансирования текущего дефицита ПФР за счет средств федерального бюджета. Однако в дальнейшем, по мере роста экономики и расширения доходов бюджетной системы, целесообразно вообще перевести все выплаты нестрахового характера в федеральный бюджет.

Справка "РГ"

Пенсии повышаются, если инфляция за квартал, полугодие или год больше 6 процентов. Тогда базовая и страховая части индексируются с 1-го числа месяца, следующего за окончанием этих периодов. При этом индексация страховой части пенсии не может быть больше индексации базовой части.

Если же рост среднемесячной заработной платы за год превышает коэффициент индексации страховой части пенсии, то производится дополнительная индексация страховой части на разницу между индексом роста зарплаты и коэффициентом индексации страховой части на инфляцию 1 апреля следующего года.