В поисках заказчика
Основных требования два: поднять стоимость проезда в общественном транспорте с трех до пяти рублей и отменить бесплатный проезд всех льготников. К сожалению, нам не удалось найти авторов объявления. Председатель "Гильдии перевозчиков" Виталий Поротников сообщил, что никто из членов гильдии к этой акции, которая больше похожа на провокацию, не причастен. У владельцев маршрутных такси действительно есть пожелания к городской власти, но они не намерены бастовать: "Прежде всего переговоры. Всегда можно прийти к пониманию". Существует несколько версий относительно того, кому понадобилось развешивать объявления о забастовке в общественном транспорте. Начальник городского транспортного управления Валерий Мочалов заявил корреспонденту "РГ-Черноземье", что это происки неких политических сил, возможно, оппозиционных новому мэру, и что "поиском провокаторов должны заняться соответствующие органы". Есть мнение, что именно таким способом кто-то хочет "раздосадовать" воронежцев накануне выборов губернатора, которые пройдут через месяц. Некоторые перевозчики уверенно говорят о том, что сию провокацию организовали некоторые чиновники городской администрации, дабы показать новому мэру свою полезность и незаменимость: вот, мол, был бунт, а мы его усмирили.
И все же, как ни крути, дыма без огня не бывает. Проблемы городского пассажирского транспорта слишком долго загоняли внутрь, и когда-нибудь этот нарыв должен прорваться. У владельцев маршрутных такси действительно две серьезные проблемы: льготники, за которых перевозчикам компенсация не поступает, но которых они возить обязаны, и цена за проезд, которая морально устарела. Дело в том, что стоимость проезда (политическая воля руководства области) не повышалась в Воронеже уже больше двух лет: по словам транспортников, в России уже не осталось города, где на коммерческом транспорте можно проехаться за три рубля.
Закон превыше всего
Последние несколько лет в отношении льготников действовало "джентльменское соглашение" между мэрией и перевозчиками, согласно которому последние обязывались безвозмездно провозить в большегрузном автобусе пять льготников. Так и было: пятерых пускали, остальных, пытавшихся отвоевать себе бесплатное место в автобусе, изгоняли. Дело иной раз доходило до скандалов, переходящих в драку. В прошлом году в связи с многочисленными жалобами воронежцев на непредоставление льгот в общественном транспорте, прокуратура затеяла проверку сопутствующей этому делу нормативно-правовой документации. И выяснилось (это, впрочем, всегда было известно), что мэрия не заключила с перевозчиками договор муниципального заказа, т.е. нет договора, согласно которому городскому транспорту гарантировалась бы компенсация за проезд всех без исключения льготников, а не по пять "избранных" на весь автобус. Из представления прокуратуры: "Фактически лишены возможности реализовать льготы на проезд наиболее незащищенные категории граждан: многодетные семьи, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, инвалиды по зрению, дети-инвалиды, не имеющие двух конечностей и др." То есть грубо нарушается федеральное законодательство. Прокуратура начала предъявлять иски в районные на перевозчиков и выигрывать их. Позиция надзирающих органов проста: нравится кому закон или нет, но он должен выполняться. Как? Это не наш вопрос. Для этого есть городская и областная власть, чтобы просчитывать, думать, принимать решения и договариваться...
Как рассказал корреспонденту "РГ-Черноземье" один из владельцев маршрутных такси, проигравших в суде прокуратуре, он своим водителям дал устное указание в "часы пик" возить только пятерых льготников, а днем, когда автобусы ходят полузаполненными, - всех.
Рынку вопреки
В этой истории действительно самый главный вопрос "как?". Как сделать так, чтобы и законы выполнялись, и "маршруточный" бизнес не стал разорительным? Потому что 400 тысяч льготников - это почти половина населения Воронежа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как именно компенсировать 49 перевозчикам выпадающий доходы? Если даже предположить, что в месяц будет компенсироваться 40 (хотя такое ограничение уже незаконно) поездок в месяц на каждого льготника, то это выйдет ни больше ни меньше 48 млн. рублей. Так вот, есть большие сомнения, что власть будет эту сумму день в день возвращать транспортникам, которым надо закупать солярку, бензин, платить зарплату наконец. То есть мэрия в оперативном владении должна иметь 48 миллионов и "минута в минуту" расплачиваться за федеральную часть льгот, областную и свою - что практически невозможно при бюджете с почти пятидесятипроцентным дефицитом. По мнению перевозчиков, они снова могут оказаться крайними: "Кажется, власть перепутала муниципальный транспорт с коммерческим. Перевозки - это такой же бизнес, как производство колбасы, но колбасу ведь никто не требует бесплатно?.."
Кстати, как мрачно пошутил один из перевозчиков, если уж и следовало бастовать, то не столько из-за тарифов со льготниками, сколько из-за неубранных улиц. Накануне в Воронеже случился сильный снегопад...