Такой фильм стоило бы снять давно. После нескольких голливудских изделий вроде "Охоты за "Красным октябрем", в которых героям удавалось спасти Америку от коммуно-советской угрозы, либо весь мир от ядерной войны. После "К-19", снятого два года назад, деликатного свидетельства почтения российским морякам-подводникам со стороны Кэтрин Бигелоу. Потому что как ни хороши и корректны эти картины, после гибели "Курска" у российского кинематографа оставался долг перед обществом, исполнение которого - задача государственного масштаба, причем не только художественная, но и социальная.
В северном городке живут моряки-подводники. Они давно не выходили в море - настолько давно, что командир лодки капитан Янычар решил было подавать в отставку. Неожиданно приходит приказ выходить на учения. Прекрасно справившись с поставленной задачей, лодка налетает на обросшую ракушками мину времен Второй мировой: катастрофа, в живых из всего экипажа остаются всего тринадцать человек, среди которых один - и вовсе гражданский медик (его блестяще играет Сергей Маковецкий). Именно ему придется надеть единственный исправный водолазный костюм и выбраться наружу, чтобы позвать на помощь. Создатели картины не унизили зрителя до хеппи-энда - у фильма открытый финал.
Режиссер, снимающий такую картину, подобен канатоходцу - одно неверное движение - и фильм сваливается в гипермужественную пошлятину с матюгами или квасной патриотизм со слезными рыданиями. Хотиненко два с лишним часа идет по тонкой ниточке, словно ничего не замечая вокруг. Действие в замкнутом пространстве лодки то и дело выбирается наружу - вот герои служат еще на Черном море, вот отказываются присягать Украине, а вот в голодные годы поехали на картошку... Из этих "отмоток" станут ясны сложные отношения между двумя членами экипажа - не поделили женщину, любила одного, а вышла за другого. Все рассчитано - в этом фильме есть где посмеяться и где вздохнуть поглубже, чтобы не заплакать. Великолепные подводные съемки, голливудские по масштабу спецэффекты - режиссеру помогала очень "неленивая" команда.
В картине Хотиненко оказался - вольно или невольно - собран весь пантеон мужских икон нашего кинематографа, причем каждому из них режиссер чудесным образом позволил вырасти на голову над тем образом, который закрепился за каждым из них в сериалах. Вежливый Марат Башаров стал грубоватым щеголем, у героя Владислава Галкина в глазах появилось взрослое спокойствие морского волка, великолепный Сергей Гармаш сыграл пожилого мичмана, совершенно дезориентированного в жизни от бедности и душевных потрясений. Едва ли не самая сильная роль в фильме - командир Янычар в исполнении Андрея Краско, знакомого зрителю в качестве напарника героя Михаила Пореченкова в многосерийке "Агент национальной безопасности". Даже на третьем плане у Хотиненко - точно подобранные характеры: мечтательный химик, герой Артема Михалкова, и неунывающий дурила-матрос в исполнении молодого театрального актера Никиты Ешманова.
У Хотиненко есть замечательный дар - вылавливать из текущей действительности героя нашего времени, того самого, который продолжает жить дальше, когда съемочная группа теленовостей выключает камеру, и трогать душу зрителя подробностями его судьбы, не отнимая у нас при этом права раздумывать и даже судить. Что герой "Мусульманина", что герои "72 метров" - режиссер из картины в картину напоминает нам: кроме ситуации выбора в жизни бывают обстоятельства непреодолимой силы, порой просто случайные. И именно это участливое отношение к жизни превращает снятое им простое, зрительское кино на актуальную тему в настоящий аттестат мастера.