Версии следствия

Следствие выдвигает несколько основных версий произошедшего, основываясь на первоначальных показаниях пострадавших, сотрудников аквапарка и местных жителей.

 

Это могут быть непрочность конструкции купола; трещина в куполе из-за разницы температур; неправильная эксплуатация купола; брак при изготовлении несущих конструкций; просчеты в проекте; бетонная крыша впитывала конденсат из-за плохо работающей вентиляции; обрушение из-за скопившегося на стеклянной крыше снега. Вчера ГУВД столицы обратилось с просьбой к москвичам, чьи родственники в субботу вечером собирались посетить аквапарк, где обрушилась кровля, и не вернулись домой, сообщить об этом по телефону "02".

Экспертиза

Вчера  в пресс-службе Госстроя  сообщили, что в ведомстве  создана  специальная рабочая группа для  изучения проекта  и образцов бетона аквапарка в Ясеневе. В нее вошли специалисты  организаций, подведомственных Госстрою: Главгосэкспертизы, Федерального лицензионного центра и Госархстройнадзора, -  и ведущих научно-исследовательских институтов.  Рабочую группу возглавил глава ведомства Николай Кошман. 

Все воскресенье рабочая группа работала в режиме "ЧП": несколько раз выезжала на место трагедии. Принято решение о приостановке лицензии турецкой строительной компании "Кочак Иншаат Лтд.", которая сдала в эксплуатацию здание аквапарка. Выдано предписание - приостановить работы во всех городах, в которых эта фирма ведет строительство. Приостановлено действие лицензии и у проектировщиков - "Архитектурная мастерская Сергея Киселева и Партнеры".

Тем не менее объяснить, почему обвалилась крыша в аквапарке, в Госстрое пока не берутся. "Говорить что-либо рано. Причиной трагедии могли быть как строительные, так и эксплуатационные "грехи". Сейчас специалисты изучают проект конструкции и образцы стройматериалов, собранных на месте происшествия", - пояснили в пресс-службе Госстроя.

Между тем в ведомстве уже давно бьют тревогу по поводу качества строительства, и особенно высотных зданий и зданий со сложными конструкциями. В Госстрое развернулись кадровая чистка и упорядочивание системы выдачи лицензий. Так, за прошедший год было приостановлено и отозвано несколько тысяч разрешений на строительство. При этом в ведомстве разрабатывается проект нового закона "О государственном надзоре за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений". После его вступления в силу построить жилье или другое сооружение без прохождения жесткой комплексной экспертизы будет невозможно. В ходе экспертизы будут в обязательном порядке учитываться особенности почвы, климата и другие условия строительства.

Правда, некоторые эксперты уже нашли виновного. Они обращают внимание на сравнительно короткий срок постройки аквапарка: быстрое строительство ведет к большой усадке здания. А незапланированная подвижка здания, как правило, приводит к его разрушению.

При этом не исключается, что причиной обрушения перекрытия над зоной бассейна комплекса выступил такой российский фактор, как мороз. Строители не учли температурный режим. В холодные дни из-за резкой разницы температур внутри и вне здания могла образоваться большая концентрация водяных паров под стеклянным перекрытием. В логике экспертам не откажешь. Трагедия произошла именно во время настоящих морозов в Москве.

Однако строительная фирма, которая сдала в эксплуатацию комплекс "Трансвааль-парк", заверяет, что к ней не было претензий при сдаче объекта в эксплуатацию. Эта фирма - турецкая компания "Кочак Иншаат Лтд." - довольно известна. Она работает в России более 15 лет (в советские времена строила гостиницы в Пицунде) и выступает подрядчиком строительных объектов в нескольких городах России.

Комментарий

Ссылки на переизбыток снега на крыше вызывают по меньшей мере недоумение.

Вот, например, что сообщил нам заслуженный военный строитель Владимир Жирнов: "Все несущие конструкции по проектной документации обязаны рассчитываться с большим запасом и учитывать не только снег, но всевозможные влияющие моменты. Это элементарно расчитывается на языке цифр и формул... Сейчас первым делом необходимо провести экспертизу бетона, который был использован при строительстве. Бетон по технологии должен быть выдержан не менее 28 суток, если меньше, то можно говорить о нарушении технологии. Для стройки такого масштаба должен идти даже не бетон марки пятьсот, а самый прочный бетон "портланд" марки 800.

Помимо низкого качества бетона, возможной причиной обрушения конструкции могло стать также и качество сварных узлов. Если в сварных швах эксперты обнаружат шлаковые включения, это будет говорить о низком качестве сварных работ.

Но в любом случае, как полагают строители, всю работу должны были контролировать чиновники из Госархстройнадзора до ввода объекта в эксплуатацию, а не сейчас, когда крыша рухнула. Кстати, вспомним опыт прошлых лет: в советские времена "Стройимпорт" предпочитал иметь дело с финнами, немцами и французами. Дела их трудолюбивых рук, как, например, аэропорт Шереметьево или гостиница "Космос", стоят по сей день без нареканий к качеству строительства. А с турками тогда контракты не заключали...

Но теперь на строительстве экономить стало и выгодно, и модно. Дойдет ли официальное расследование до истинных причин трагедии в Ясеневе?

Слишком много заинтересованных и при этом влиятельных лиц могут быть причастны к ускоренному - даже по московским меркам - строительству "Трансвааль-парка". А если это так, докопаться до истинных причин экспертам просто не дадут. Понятно, что разговоры о том, что все куплено и продано, к делу не пришьешь. И пресса может бесконечно писать о том, что творится в ЮЗАО, на территории которого и располагается аквапарк, но ничего это не даст.

В частности, "Российская газета" не раз писала про то, как ремонтировался Зюзинский районный суд ЮЗАО, как он теперь сразу после очередного ремонта снова ремонтируется, как там гастарбайтеры-украинцы в перерывах между ремонтом наладили выпуск подпольной мебели (этот цех прямо под носом у начальника УВД ЮЗАО работал аж несколько лет) - и ничего. Следователи прокуратуры проверили изложенные нами факты, посмотрели на шикарные замки-близнецы начальника УВД ЮЗАО Василия Величкина, одного из его замов и бывшего начальника тех самых украинцев-строителей - и ничего.

Это сейчас уже выясняется, что в ЮЗАО действовали "оборотни" в погонах, на днях их там обнаружили в количестве аж пяти человек. Это теперь рухнула крыша аквапарка, так что теперь вполне можно ожидать выявления "оборотня" с мастерком.

С большой долей уверенности можно сказать, что в лучшем случае найдут стрелочников из тех, которые не смогут найти ходы-выходы к нужным карманам и кабинетам. Вот если к экспертизе привлекут не московских, а независимых, может, даже зарубежных специалистов, то причины трагедии установить будет легко. В ином случае виноватым в трагедии действительно может стать снег, потому что у него вообще денег нет, он никому не позвонит и взятки не даст.

Страховка

Около 40 процентов посетителей "Трансвааль-парка" были застрахованы от несчастного случая.

По данным компании "Пари", страховавшей посетителей комплекса, пока никто из пострадавших за компенсацией не обратился. Страховка, продававшаяся посетителям вместе с билетом, предполагает максимальную выплату - 60 тысяч рублей в случае смерти застрахованного. Компания также страховала ответственность "Трансвааль-парка" на сумму 1,5 миллиона рублей.