Задание на дом

Министр образования РФ Владимир Филиппов отвечает на вопросы читателей.

"Мой ребенок учится в первом классе. В детском саду он мечтал о школе: готовился, собирал портфель. Сейчас все изменилось. Первую половину дня он находится в школе, а вторую тратит на уроки. Ни погулять, ни поиграть. Есть ли какие-то нормы, ограничивающие объем домашнего задания?" - Колесова Светлана, Петрозаводск.

- Думаю, что в данном случае имеет смысл назвать точный номер документа, на который могли бы ссылаться родители. Это параграф 2.9.19. "Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02". Согласно ему домашнее задание в первом классе можно задавать только со второго полугодия. И тогда оно должно отнимать у ребенка не более часа времени. Во втором классе уроки займут полтора часа. В третьем и четвертом - до двух часов, в пятом и шестом - до двух с половиной, в седьмом-восьмом - до трех, ну а старшеклассникам санитарные нормы разрешают сидеть над книжками не более четырех часов. Новый стандарт для начальной школы мы разгрузили примерно на двадцать процентов. Более того, чтобы разгрузить детей морально, министерство рекомендовало школам в первом-третьем классах не ставить оценки по таким предметам, как музыка, рисование, физкультура.

"Я окончил девять классов средней школы в прошлом году. Так получилось, что учиться дальше не стал. А теперь жалею. Могу ли я продолжить учебу в 10-м классе, если у меня был перерыв в один год? До какого возраста я могу учиться в дневной школе?" - Кленов Михаил, Нижний Новгород.

- По Закону РФ "Об образовании" человек имеет право получить полное среднее образование в любом возрасте. Для этого существуют различные формы обучения: вечерняя, заочная, экстернат. Если он хочет учиться в обычной средней школе (очная форма), то срок такого обучения ограничен двадцатью годами. Именно до этого возраста, в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", имеют право на получение отсрочки от армии российские граждане, обучающиеся по очной форме. До двадцати лет молодой человек имеет право прийти в школу, за которой он территориально закреплен, и его, подчеркиваю, обязаны принять. Даже если он пропустил год, два или три и по итогам за девятый класс у него одни тройки в аттестате. Однако может оказаться, что ближайшая школа по решению РУНО проводит особый набор учащихся в старшие специализированные, к примеру, языковые или математические классы. Тогда нужно обратиться в районное управление образованием, и там найдут подходящую школу.

"Мы слышали, что в любой школе можно учиться экстерном. Так ли это? Что делать, если администрация школы отказывается перевести школьника на такую систему образования?" - Волкова Н.В., Раменское.

- Законом РФ "Об образовании" право выбора формы получения образования предоставлено школьнику или его родителям. А вот какую из этих форм (вечернюю, заочную, экстернат) принять конкретному образовательному учреждению, решает его учредитель, а именно местные органы управления образованием. Такой подход связан с необходимостью дополнительного финансирования процедур промежуточной и итоговой аттестации экстернов. Допустим, школа, где учится ваш ребенок, не предполагает организацию экстерната. Тогда вам нужно обратиться в РУНО, и там помогут найти ближайшее учебное заведение с подходящей формой обучения. Однако упомянутый Закон предполагает возможность совмещения очной формы и экстерната. Это значит, что, если ребенок хочет сдать отдельные предметы экстерном, администрация школы не вправе отказать ему в этом.

"В 2003 году наши дети поступили в Уфимский колледж "Политики, экономики, юриспруденции". Проучились два месяца. Потом случилось непредвиденное: нам объявили, что колледж закрывают. Он, мол, негосударственный и лицензию ему продлевать не будут. Мы обратились в Минобразование РФ с вопросом: "Почему допустили прием детей в колледж без лицензии?" Вразумительного ответа не получили. Руководители колледжа утверждают, что все документы на новое лицензирование они предоставили в лицензионный отдел, но там вопрос не решается. Что же нам-то теперь делать? Ведь на улице окажутся не только первокурсники, но и люди, которым всего год остался до выпуска", - Уфа, родители - 20 подписей.

- Этот колледж должен получить лицензию от Министерства образования Башкортостана. Мы выяснили, что его руководители действительно обращались в отдел лицензирования Минобразования республики. Но в представленном комплекте документов, необходимых для организации учебного процесса, договор аренды помещений не был зарегистрирован в установленном порядке. Поэтому министерство отказало учебному заведению в выдаче лицензии. Руководители колледжа обратились в арбитражный суд, который 19 января этого года вынес решение о частичном удовлетворении иска руководителей колледжа и обязал лицензирующий орган выдать лицензию до августа 2004 года. Суд учел, что, во-первых, договор все-таки заключали, хотя и не зарегистрировали его должным образом, а, во-вторых, дети уже начали учиться. Если к концу лета администрация колледжа не приведет в порядок свои документы, учебное заведение потеряет право на ведение образовательной деятельности. Хочу также обратить внимание родителей на более важную для них проблему. У колледжа нет аккредитации, а значит, он не имеет права выдавать государственный диплом об образовании.

"Мой ребенок инвалид детства. Интеллектуально он развит хорошо, во всяком случае, нисколько не отстает от сверстников. Я думаю, что не правильно, если в будущем он станет зарабатывать на жизнь, клея коробочки. Еще хуже, если просто будет рассчитывать на государство и ждать пенсии. Какие вузы Москвы принимают абитуриентов-инвалидов? Есть ли для них льготы?" - Хореев Константин, Москва.

- Дети-инвалиды первой и второй группы, которым согласно заключению Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано учиться в высшем учебном заведении, действительно имеют льготу на поступление вне конкурса. Ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата принимает Московский государственный гуманитарный институт-интернат, а обучение слабослышащих студентов налажено в Московском государственном техническом университете имени Баумана. К сожалению, других специализированных учреждений высшего образования для абитуриентов-инвалидов у нас пока нет. Но в ближайшие два-три года мы планируем открыть еще ряд вузов, "специализирующиеся" на каждом виде инвалидности. Причем, как технической, так и гуманитарной направленности.