В статье министра огорчает главное: Юрий Леонидович не хочет или не стремится совершенствовать систему обязательного медицинского страхования (ОМС) в стране. Он пытается увести финансирование здравоохранения в другие формы, которые лягут дополнительным бременем на плечи нищих россиян. И те 35-40 миллионов человек, которые находятся ниже черты бедности, просто лишатся квалифицированной медицинской помощи. Медицина что, решила таким образом помочь Президенту ликвидировать бедность в стране? Грустно.
Можно долго описывать проблемы провинциальной медицины. Но остановлюсь только на двух, которые, на мой взгляд, необходимо срочно решать.
Первое. В рамках ОМС необходимо изменить механизм страхования неработающего населения. А вернее - сам источник страхования. С 1993-го по 1998 год этим занимались муниципальные власти, и то был период самого страшного обнищания провинциальной медицины. С 1999 года - уже власти субъектов Федерации. Ну а там все зависит от понимания губернатора и экономического состояния региона. И получается, что даже в двух соседних субъектах Федерации существует катастрофический разрыв в страховании: в одном - менее 200 рублей на человека в год, в другом - 4500 рублей. Таким образом, тот эксперимент, который предложен Пенсионным фондом, не может быть внедрен в бедном регионе. Но, безусловно, будет действовать в богатом.
Получается, что дискриминация населения по социальному положению на различных территориях страны только усугубляется. А ведь государство должно быть в ответе за всех граждан, стариков и детей в особенности. Вот почему просто необходимо перенести ответственность за страхование неработающих на федеральный уровень. И сделать это нужно не позже, чем с 2005 года. Если сегодня Правительство считает, что каждый неработающий должен быть застрахован не менее чем на 1050 рублей (от региона - 525 рублей и от Пенсионного фонда - 525), и видит свободные для этого ресурсы, то пусть оперативно находит и механизм защиты всех наших пенсионеров. Если же проводить очередные подобные долгие эксперименты, то дефицит финансирования здравоохранения до 2008 года не только не будет преодолен, но медицина во многих регионах просто-напросто умрет из-за отсутствия финансов и кадров.
Попытка же перераспределить 3,6 процента налоговых отчислений, собираемых с физических и юридических лиц на обязательное медицинское страхование, с увеличением доли в пользу федерального ФОМС ни к чему хорошему не приведет. Создание дополнительных возможностей Москве "перераспределять" - это создание еще одной "кормушки", а значит, благоприятной среды для усиления коррупции.
Второе. Вопрос кадров. Чем дальше от Москвы, тем он болезненней. За наши нищенские зарплаты трудиться в глубинке охотников мало, тем более что и бытовые условия оставляют желать лучшего. Как быть? В советские времена была система распределения выпускников вузов. Она нарушала права человека? Почему сейчас вопрос о необходимости направления выпускников медицинских институтов в больницы и поликлиники ставится лишь кулуарно? Только в прошлом году на высшие учебные заведения, а значит, и на подготовку специалистов из федерального бюджета было выделено 22 миллиарда рублей. Если папы и мамы платят за учебу своего ребенка в вузе, то ему можно выпускаться и на "вольные хлеба". Но почему государство, затратив колоссальные ресурсы на обучение, не должно ставить вопрос об обязанности молодого специалиста отработать там, где крайне нужны его руки? И это касается не только медиков, а и учителей, инженеров, юристов, экономистов. Ведь акционерные общества, направляя на учебу студентов, внимательно следят за их возвращением уже в ином, "профессиональном" качестве. Они-то считают свои деньги.
Сколько необходимо специалистов стране и каких профессий, "наверху" просчитать сложно. На мой взгляд, этим вопросом обязаны владеть власти на местах. Они должны формировать заявку в Минобразования РФ на 5-10 лет вперед. Именно субъекты Федерации должны получать ресурсы из федерального бюджета для финансирования своего регионального госзаказа на подготовку специалистов в аккредитованных вузах своего или соседнего региона.
Одним из механизмов подготовки этих специалистов может стать выпуск областных сертификатов для абитуриентов, которые успешно сдали экзамены в вуз после заключения ими договора с Министерством образования (в лице вуза) субъекта Федерации. Сертификат должен быть обеспечен финансовыми ресурсами из областного (или федерального) бюджета на само обучение. Затем согласно этому же сертификату, когда после окончания института молодой специалист прибудет на место работы, его обеспечивают жильем (квартирой) за счет муниципального бюджета. И, наконец, сертификат - это обеспечение вчерашнего выпускника так называемыми "подъемными средствами" для приобретения предметов первой необходимости.
Мне думается, что только взаимовыгодный договор между властью и студентом может гарантировать последнему бесплатное образование за счет государства. Конституция при этом не будет нарушаться. Зато муниципальные власти во всех уголках России будут уверены: выпускники их школ не только получат высшее образование, но и вернутся домой для того, чтобы приложить полученные знания, навыки для развития своих регионов.