Средняя Волга. Коммунальный пиар

Предъявите документы!
Ульяновск

Сакраментальная фраза «к нам едет ревизор» аккурат применима к нынешнему ульяновскому жилищно-коммунальному бытию. В течение многих дней финансовые спецы, рекрутированные из самарской аудиторской фирмы, будут препарировать тарифы на основные услуги местного ЖКХ.

Итогом их независимой проверки должен стать ответ: действительно ли коммунальщики безбожно, как думает обыватель, накручивают цену на водоснабжение, содержание лифтов, канализацию и многое другое, что составляет понятие «коммунальное жизнеобеспечение горожан». Но вот энергетики, продавцы газа почему-то не попали в перечень подлежащих проверке дотошных аудиторов.

Еще одиннадцать лет назад, когда произошла либерализация цен на всё и вся, в Ульяновске пытались организовать проверку реальных затрат на производство услуг ЖКХ. Хотели, очевидно, точно знать: насколько же «обвешивают» потребителей продавцы коммунальных благ. Как вспоминает В. Ярош, занимавший в ту пору должность заместителя главы обладминистрации, это намерение так и не осуществилось по той причине, что не смогли найти опытных специалистов, которые на тот момент имели бы лицензию на проведение независимой финансовой и технической ревизии.

А совсем недавно тот же Ярош, возглавляющий теперь областную жилищно-коммунальную инспекцию, все-таки осуществил локальную проверку в большом пригородном селе Тетюши. Выяснили, что тарифы на горячее водоснабжение здесь завышены в полтора раза. Обсчет, обман?!

– Нет, это было бы слишком просто, – говорит В. Ярош. – Во время проверки мы выявили такой факт. Почти шестьсот кубов горячей воды в сутки уходит как бы «налево», без оплаты, то есть похищается. Коммунальщикам найти бы тайных потребителей, обложить их финансовыми санкциями, а то и передать дело в суд, но они действуют упрощенно и для них бесхлопотно: стоимость похищенного включают в общие затраты, и все это переносится в тарифы. Конечно, это ненормально.

Пример с Тетюшами не случаен. В любом райцентре, в самом Ульяновске коммунальные службы исчисляют себестоимость своих услуг по методике, известной только им. И здесь правило одно: включай в затраты все, что заблагорассудится. В этом – главный порок ценообразования на услуги ЖКХ. И пока не будет повсеместно введен индивидуальный учет потребления холодной и горячей воды, бытового газа, теплоэнергии, тарифы неизбежно будут расти и дальше, как говорится, от достигнутого. Уже сейчас каждый ульяновец платит за холодную воду в месяц сорок один рубль с копейками. Из чего исходили поставщики, устанавливая такую цену? Из того, что каждый горожанин в среднем потребляет 300-литровую цистерну холодной воды в сутки. Показали бы нам такого человека-амфибию, который столько тратит на себя водопроводной воды.

Тариф, что дышло… И это признают знатоки коммунальных проблем. В Ульяновске долгое время вел борьбу против такой тарифной политики, где в основе обезличенный учет, Виктор Исаевич Васильев, когда-то возглавлявший городскую исполнительную власть. Уж ему-то доподлинно известно, что в себестоимость включаются не только производственные расходы, но и издержки неумелой организации труда, расхлябанности, технического невежества ну и, конечно, непомерные запросы на содержание управленческого аппарата.

Так ли это, и должны документально подтвердить аудиторы.

Реформу  остановил прокурор
Самара


«Закон суров, но он – закон», говорили древние. В современной российской жизни субъекты права жалуются даже не на строгость законов, а на то, что их невозможно исполнить.

Так, согласно федеральному закону главы местного самоуправления должны подвергнуть госрегистрации все принадлежащее муниципалитету имущество. Этот нормативный акт и довел мэра города Октябрьска Виктора Станотина до прокурорского протеста, а потом и до суда, правда, арбитражного.

А дело в том, что, намучившись с автономными поставщиками тепла, воды и электричества, глава города решил объединить все три муниципальных предприятия в одно. Продолжатель этой беспрецедентной реформы, надо заметить, рисковал, так как занялся этой капитальной реструктуризацией незадолго до начала отопительного сезона.

– Созданное объединение мы назвали «Октябрьская теплоэнергетическая компания», – говорит Виктор Станотин. – И это уже не муниципальное предприятие, а, по сути, частная корпорация. Мы просто совершили революцию в отдельно взятом городе и даже области. Все три предприятия – «Тепловые сети», «Водоканал», «Управление городских электрических сетей» – находились в предбанкротном состоянии. Как бывает в таких случаях, в системе управления было много лишних работников, а специалистов не хватало. Уровень зарплаты был низким. Перед тем как объединить предприятия, их сначала ликвидировали на вполне законных основаниях. В результате получили рентабельное производство. Три организации, перепродававшие друг другу свои услуги, перестали быть «насосом», выкачивающим деньги из бюджета. При этом тарифы не только не выросли, но и несколько снизились.

Новое предприятие получило в доверительное управление от администрации Октябрьска все необходимое имущество – здания, сооружения, оборудование, инженерные сети...  Все пришлось делать быстро – впереди зима.

– Я выставил это объединение «три в одном» на конкурс доверительных управляющих, – продолжает мэр. – Поместил объявление во многих СМИ, чтобы привлечь к тендеру больше участников. Главное условие конкурса – управляющее предприятие должно быть зарегистрировано в Октябрьске, дабы не терять бюджетные деньги.

Станотин сегодня признается: жаль, что естественные монополисты, то же РАО «ЕЭС России», например, отказались участвовать в тендере. Монополисты предложили выделить из новой компании свою структуру, на что мэр не пошел.

– Вслед за первым мы создали второе предприятие на тех же условиях, впереди реанимация и других, – пояснил мэр.

В атмосфере наступления долгожданного коммунального благоденствия протест прокурора прозвучал явным диссонансом. Что же не понравилось прокуратуре? Согласно федеральному Закону, городская администрация, перед тем как передавать в доверительное управление частникам упомянутое имущество, должна была иметь на руках акт о его государственной регистрации. Кто бы спорил! Вот только процедура эта стоит 50 миллионов рублей. Которых, естественно, в дефицитной казне Октябрьска не оказалось. В результате дело передано в арбитражный суд.

Станотин надеется, что разбирательство закончится в пользу муниципалитета, так как мэр от такого объединения видит одну только пользу. Снизились тарифы на энергоносители, сократились расходы на содержание руководящего аппарата, что позволило увеличить зарплату слесарям с прежних 3 аж до 7 тысяч рублей в месяц.

Разрушать детище Станотина нельзя еще и потому, что от этого пострадает городской бюджет. Кстати, рентабельная работа нового предприятия уже позволила изыскать 2 млн рублей на регистрацию имущества, отданного в доверительное управление частникам.

– Мы законопослушные граждане и исполним федеральный Закон о госрегистрации имущества, – обещает реформатор.

Другая сторона «медали» – наконец-то Станотин нашел оптимальный вариант общения с жилищно-коммунальной сферой.

– Ежедневно у меня в приемной сидели три директора. И каждый «выбивал» из бюджета деньги за воду, свет и тепло.

Сейчас головная боль мэра уменьшилась втрое: перечисление казенных средств новому объединению контролирует один человек. А главное, есть что контролировать: бюджет города вырос на 20 процентов. Управляющая компания меж тем уже инвестирует в развитие производства не бюджетные, а свои средства. Первый «взнос» – 20 миллионов рублей. Город, освободившись от вериг «коммуналки», уже полностью рассчитался со старыми долгами за газ и электроэнергию.

Рост – поэтажный
Оренбург

В Оренбурге растут цены на индивидуальные дома, а на квартиры – словно замерли. Объяснение этому самое простое: в коттеджах услуги ЖКХ обходятся значительно дешевле, да и те оплачиваются, как правило, по счетчику. Тарифы же за коммунальное обслуживание многоэтажек и прежде были немаленькими, а теперь прямо-таки рванули ввысь.

Городской Совет депутатов Оренбурга проголосовал за увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2004 году на 19,2 процента.

– Это даже меньше, чем предполагалось,– говорят в городской администрации. – Поначалу прогнозируемый рост составлял 21,6 процента. Надо учитывать и то, что городской бюджет компенсирует горожанам 30 процентов фактической стоимости услуг ЖКХ, а население, соответственно, оплачивает 70 процентов истинных затрат. В то время как в целом по России это соотношение составляет 20 на 80.

Тем не менее повышение все равно очень сильно ударило по кошелькам оренбуржцев. Взять многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства. За каждый квадратный метр общей площади и его техническое обслуживание житель первого этажа должен выложить 3 рубля 38 копеек, а для живущих выше тот же метр обойдется на двугривенный дороже. Это если общая площадь не превышает социальную норму. А вся «территория» сверх этой нормы оплачивается по тарифам 4 рубля 24 копейки и 4 рубля 71 копейка соответственно. За пользование водопроводом и канализацией в таком доме теперь нужно платить 55 рублей 29 копеек. 14 рублей 41 копейку «с носа» берут за наличие в доме лифта. 67 копеек для городского жителя стал стоить киловатт-час электроэнергии.

Насколько же дороже в целом стала квартира? Для примера мы взяли оренбургскую семью Трипузовых, проживающую в стандартной 3-комнатной приватизированной квартире. Общая площадь квартиры – 62,5 кв.м, жилая – 43 кв.м. В ней прописаны три человека.

В прошлом году хозяйка платила за всех 800 рублей. Это без света, телефона, сигнализации, но с газом. Теперь газ учитывается отдельно. Без него семья за январь заплатила 1000 рублей плюс 64 рубля за голубое топливо. А если прибавить сюда 250 рублей за телефон (в Оренбурге поминутная тарификация), 150 за свет и 200 рублей за сигнализацию, выходит более 1500 рублей.

Обоснованность новых тарифов заинтересовала прокуратуру одного из районов Оренбурга. Ведется проверка.

Ненамного отстали от областного центра и другие города области. Так, в Орске, втором по величине городе Оренбуржья, повышение на услуги ЖКХ составило 16,5 – 17 процентов.

Агитация под огурчик
Пенза

Реакция жителей Пензы на решение властей об увеличении стоимости коммунальных услуг была предсказуемой: они приняли новость в штыки. Некоторые ограничиваются тем, что ругают коммунальщиков на кухнях, некоторые с завидным постоянством устраивают пикеты у здания мэрии. Впрочем, ни то ни другое не помогает. История Пензы не знает ни одного случая, когда бы после протестов граждан услуги ЖКХ понизились в цене.

Величина квартплаты и стоимость коммунальных услуг в городе сильно колеблются в зависимости от того, на чьем балансе находится дом. Так, удовольствие прожить месяц в «хрущевской» двухкомнатной квартире, которую обслуживает МУП, обходится в 600-700 рублей; обладатели такой же квартиры, но в кооперативном доме или товариществе собственников жилья (ТСЖ), платят по 800-900 рублей.

Разница в цене объясняется очень просто: городской бюджет по каким-то загадочным причинам не компенсирует ЖСК и ТСЖ льготы по оплате коммунальных услуг для инвалидов труда, ветеранов войны и прочих людей, которым эти льготы положены по закону. Поэтому бухгалтеры жилищных кооперативов вынуждены фактически заставлять платить за льготников тех жильцов, которые льгот не имеют. Городская Дума уже завалена сотнями запросов по этому поводу, но дальше бумаг дело почему-то не движется.

Зато, когда в последний раз коммунальщики выступили с инициативой о повышении стоимости затрат на капитальный ремонт (к слову сказать, большинство пензенцев не видели этого самого ремонта уже лет двадцать), они собрали пресс-конференцию с фуршетом и битый час объясняли журналистам все механизмы ценообразования. В результате, когда руководство ЖКХ все же сообщило медиа-сообществу о том, на сколько, собственно, они собираются поднять уровень оплаты (почти в два раза), добрая половина гостей уже находилась подшофе. Наверное, поэтому после пресс-конференции местные СМИ уже не столь активно критиковали коммунхоз за ценовую политику. Может быть, это решение теперь пройдет в городской Думе «на ура». Именно этот орган устанавливает в Пензе уровень оплаты коммунальных услуг. Правда, как видим, далеко не всегда учитывает при этом мнение народа и его платежеспособность.