В Самаре он начался с резкого повышения оплаты услуг по продаже билетов на все поезда. Предварительные кассы в одночасье превратились в ОАО «Рейс-Сервис». И хотя «капиталистическое» реформирование касс не повысило стоимость самого проезда, но людям пришлось выкладывать за билеты порой на 25-30 процентов больше, чем раньше. А произошло это потому, что новоявленный «Рейс-Сервис» столь дорого оценил свои услуги по продаже билетов. Так, сам процесс продажи билета в спальный вагон он оценил в 100 рублей, в купейный – в 70, в плацкартный – в 40.
Логики в этом разнобое цен не было абсолютно никакой. Все действия кассиров, независимо от типа вагонов, абсолютно одинаковы, а стоили почему-то по-разному. В результате оказалось, что поездка, к примеру, в купейном вагоне в Казань стала стоить сразу на 30, а в Ульяновск и на все 40 процентов дороже, чем раньше. Потом, очевидно, наслушавшись претензий возмущенных пассажиров, размер комиссионного сбора усреднили до 70 рублей за билет. А недавно повысили до 80. Причем деньги за такие навязчивые услуги железнодорожники берут даже с тех, кто имеет право на бесплатный проезд, к примеру, ветеранов и инвалидов войны. Государство идет на большие бюджетные расходы, предоставляя этим людям право бесплатного проезда, но железнодорожники и с них стремятся урвать свою нехилую копеечку.
В результате когда-то общедоступные кассы, очень удобно расположенные в центре города, превратились в элитарное учреждение, услугами которого сейчас могут воспользоваться очень немногие. Остальным приходится добираться на железнодорожный вокзал города, где еще можно купить билеты, не переплачивая огромную наценку неизвестно за что.
А кассы тем временем сильно обезлюдели. И сейчас в этом украшенном евроремонтом помещении, как правило, работает только одна из четырех обычных. Но редкие посетители не в силах обеспечить работой даже ее. На одной из стен красуется калькуляция того, на что расходуется 80-рублевый сбор за услуги. И хотя на дворе уже февраль, и со дня отмены налога с продаж прошло почти два месяца, в первой строке этого списка стоят расходы на уплату отмененного повсеместно, кроме, как выясняется, железной дороги, налога с продаж. Мало того, оказывается, эти деньги еще идут и на оплату услуг транспортной милиции, которые мы, пассажиры, уже оплатили один раз своими налогами.
Следом за введением платы за продажу билетов резко поднялась стоимость проезда в фирменном поезде «Жигули», следующем по маршруту Самара – Москва. И, соответственно, обратно. Билет на этот поезд сейчас стоит на треть дороже, чем на обычный скорый. Справедливости ради надо сказать, что качество обслуживания в «Жигулях» все-таки чуть выше, чем в простом поезде, а форма проводников значительно красивее и элегантнее. Вот только эта парадная форма, к сожалению, не всегда соответствует содержанию. Во время последней поездки в первопрестольную, оказалось, например, что в нашем купе напрочь отсутствует выключатель поездного радио. И потому аж до 22 часов по московскому времени пришлось затыкать уши в надежде хоть немного спрятаться от вопящей на все голоса попсы. А когда, наконец-то, после того как «умолкли звуки чудных песен», появилась возможность хоть немного вздремнуть перед ранним прибытием в столицу, оказалось, что стопор на двери купе не работает. Безымянная проводница, ни на очень красивой форме которой, ни на дверях служебного купе в нарушение всех правил не были указаны ее имя и фамилия, была жутко недовольна тем, что ей предъявляют какие-то претензии. И ремонтировала заклинивший стопор с видом каторжника, приговоренного к пожизненному заключению. Поэтому отягчать ее участь жалобами по поводу отсутствия туалетной бумаги я уже не рискнул.
Кстати сказать, весь январь этот поезд, судя по всему, оставался территорией, освобожденной от выполнения российских законов. Пресловутый налог с продаж, законодательно отмененный по всей стране с 1 января нынешнего года, здесь брали и в самом конце месяца. О чем, ни чуточки не стыдясь, даже сообщало поездное радио. Именно из его сообщения пассажиры узнали, что в купейных вагонах стоимость комплекта постельного белья, с учетом налога с продаж, как особо было подчеркнуто, равна 49 рублям. Конечно, пять процентов от этой суммы, или два с половиной рубля с каждого комплекта в купейном вагоне и, соответственно, три с половиной от 70 рублей в СВ, – деньги не очень большие. Но если перемножить эти рубли на количество мест в каждом поезде, а потом еще и на количество поездов, формируемых в Самарском отделении КбЖД за месяц, то получится весьма внушительная сумма, которую железнодорожники упрятали за январь в собственный карман. Хотя не имели никакого права брать ее вообще. Правда, служба по связям с общественностью КбЖД официально утверждает, что налог с продаж был отменен с 1 января 2004 года. А его отмена незаметна лишь потому, что с того же 1 января цена постельного белья выросла сразу на 25 процентов. Конечно, бумага все стерпит, но куда девать собственные знания, полученные во время этой поездки на излете января?
И еще один очень любопытный момент. Проводники этого поезда, даже не обращая внимания на информацию собственного радио, на вопрос о цене постельного комплекта без всякого смущения отвечают: 56 рублей. Кто-то платит без дополнительных вопросов, а особо любопытные узнают, что в эту цифру, оказывается, заложена еще и стоимость стакана чая с сахаром, который почему-то обязательно должен выпить пассажир, даже если он и диабетик, страдающий энурезом.
Говорят, что на некоторых железных дорогах страны в стоимость постельного белья помимо чая входит еще и презерватив как обязательный защитный элемент против СПИДа. К счастью, наши железнодорожники еще до этого не додумались. Но зато «жигулевские» проводники обзавелись скверной привычкой самостоятельно брать совсем не заслуженные ими чаевые, то есть не давать сдачу, на голубом глазу объясняя это отсутствием разменной монеты.
Реформа железных дорог только-только началась. Не могу сейчас сказать, к каким результатам она приведет. Пока четко знаю только одно: поездки по железной дороге будут обходиться все дороже и дороже.
К сожалению, повышение цен, как показывает наша жизнь, – конечный результат любой реформы, где бы ее ни проводили, хоть в ЖЭКе, хоть в МПС.
Только что в Самаре прошел конкурс на лучшего проводника КбЖД, в котором приняли участие очень многие представители этой профессии. И вели они себя на сцене Дворца культуры железнодорожников совсем не так, как в жизни. Победительница поедет в Москву на Всероссийский конкурс. Вполне возможно, что и там без наград не останется. А может, стоило бы доверить определение победителей не ведомственному жюри, а нам – пассажирам? Тем, кому приходится довольно часто сталкиваться с пока еще весьма ненавязчивым железнодорожным сервисом.