По данным международного исследовательского агентства Euromonitor, российский рынок косметических средств в 2003 году составил 4,685 миллиарда долларов, напомним, что в 2002 году он оценивался в 4,337 миллиарда.
Правда, оценки российских экспертов не совпадают с западными. Как считает ведущий аналитик рынка Андрей Маслак, темпы роста отраслевого производства составили около 20 процентов, а объем российского рынка косметических средств в 2003 году достиг 5,204 миллиарда долларов.
Если сравнивать рост российского косметического рынка с западным, то у нас очень неплохие результаты. Так, на западных рынках особого всплеска тоже не оказалось. Темпы роста во Франции составили 1,6 процента, а общий оборот составил 13,59 миллиарда евро. В Германии общий объем производства увеличился на 2,3 процента.
В качестве основных тенденций 2003 года экспертами был отмечен устойчивый рост привлекательности российского рынка парфюмерии и косметики для импортеров, западных инвестиций и отечественных предпринимателей. Мультинациональные корпорации активизировали свою деятельность по размещению производства сырьевой и конечной продукции в России. Например, две крупнейшие компании в этом году начали строительство своих заводов на территории России. Так же, как и в 2002 году, активно приобретаются акции российских косметических компаний.
Общее соотношение российской и импортной продукции, согласно оценкам, в настоящее время составляет 47 и 53 процента соответственно и варьируется по отдельным регионам и секторам. В частности, российские компании гораздо сильнее в секторе производства средств по уходу за кожей и средств гигиены, но значительно уступают в секторах парфюмерии и декоративной косметики. В секторе производства средств по уходу за волосами наблюдается равнозначное соотношение. В дальнейшем эксперты прогнозируют увеличение доли импортной продукции на российском рынке. Но здесь хотелось бы отметить, что в 2002 году аналитики на 2003 год также предсказывали усиление импортной продукции, однако российские производители удержали свои позиции.
Кроме того, наблюдалось существенное увеличение количества российских производителей и улучшение качества производимой ими продукции, стремление российских компаний к созданию собственных торговых марок и активному позиционированию брэндов.
В сфере дистрибуции период с 2002-го по 2003 год был отмечен бумом специализированных сетей. При этом наряду с российскими сетями на рынке ведет активную экспансию западный ритейл. Как и предсказывали эксперты, получила заметное развитие система прямых продаж, а доля продаж на открытых рынках (в стоимостных показателях) существенно сократилась. На том же уровне остались продажи через Интернет и салоны красоты.
Прогнозы экспертов на этот год остаются оптимистичными. Темпы роста рынка снижаться не будут, объем продаж составит около 6 миллиардов долларов. Будет продолжать повышаться конкурентоспособность товаров российского производства и капитализация торговых марок. Российские компании продолжат активно осваивать рынки стран СНГ и Европу.
Что же касается мирового рынка косметики, то по оценки ведущего специалиста в этой области рынка Анны Дычевой-Смирновой, активное развитие получит косметика для этнических меньшинств, которая уже отвоевала право на существование. Объем мирового рынка этнической косметики в 2006 году составит 1,9 миллиарда долларов. Так же будет разрабатываться специальная продукция для часто путешествующих и возрастная косметика.
Большое будущее пророчат созданию продуктов и услуг под заказ, ведь стремление к эксклюзивности у массового потребителя неистребимо. Уже сегодня вы можете через Интернет добавить в понравившийся вам шампунь отдушку по вашему выбору или заказать специальную упаковку. В скором времени косметика на заказ, подбор ароматов под конкретную личность будут поставлены на промышленные рельсы.