Сергей Марков, директор Института политических исследований:
-Недовольство политикой Михаила Касьянова назревало уже давно, и отставки кабинета министров ожидали сразу же после выборов. Но, по-видимому, Путин решил заранее внести коррективы в политический курс. Отставка Касьянова связана прежде всего с тем, что он в последнее время потерял несколько значимых опор, на которых держался в Белом доме. В частности, его позиции ослабли после ухода Александра Волошина. Кроме того, пропала поддержка олигархов, которой он пользовался до этого. Кто станет следующим премьером, сказать сложно. Скорее всего, это будет такой же человек без политических амбиций, каким был сам Касьянов три года назад. Возможно, Виктор Христенко, Алексей Кудрин или Борис Алешин. В любом случае в Правительстве останется ядро либеральных реформаторов во главе с Германом Грефом и силовой блок, зато претерпит изменения команда "главных менеджеров".
Игорь Бунин, генеральный директор Центра политических технологий:
-Первая, самая прозаическая версия отставки кабинета министров: Владимир Путин просто психологически устал от Михаила Касьянова. В конце концов они четыре года проработали вместе, а это большой срок даже для семейной пары, не говоря уже о политиках и государственных деятелях. Вторая причина: отставка является своего рода декларацией Путина о новом курсе, которому он намерен следовать. Президент окончательно освободился от наследников ельцинской так называемой семьи и теперь абсолютно самостоятелен в принятии любых решений. Предтечей отставки Касьянова в этом смысле можно считать уход со своего поста бывшего главы администрации Президента Александра Волошина. Третья причина: Президент намерен продемонстрировать избирателям, с какой командой он идет на выборы. Четвертая: Владимир Путин решил разрубить завязывающийся вокруг Правительства "гордиев узел" интриг еще до того, как разного рода лоббисты замучают его своими предложениями. Путин просто совершил по ним упреждающий удар. Как мне кажется, в любом случае либералы-реформаторы сохранят свои позиции в Правительстве. А вот "силовики" могут и не удержаться.
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика":
- Это решение главы государства выглядит как серьезный политический ход, связанный со стремлением Путина повысить в обществе интерес к политической жизни. Формирование Правительства теперь объективно станет важной частью избирательной кампании. Сам этот процесс будет лучшим ответом на вопрос: "Каким политическим и экономическим курсом намерен двигаться глава государства?". Никаких иных причин, по которым кабинет Михаила Касьянова следовало бы отправить в отставку, на мой взгляд, нет, поскольку к теперь уже бывшему главе Правительства не было и особых претензий. Более того, я считаю, что в конечном итоге уход Касьянова не слишком сильно повлияет на курс Правительства.
Сергей Маркелов, руководитель политконсалтинговой группы "Марк Коммуникейшн":
-По-видимому, Президент отправил Правительство в отставку, чтобы компенсировать дефицит ярких, внятных идей и единой концепции в его собственной избирательной кампании. До этого не было никакой интриги, и вот она появилась. В журналистское сообщество, да и в российское общество в целом, вброшена тема для обсуждения. Не важно, когда бы ушло в отставку Правительство Касьянова - до или после 14 марта. Это было техническое, рабочее Правительство.
Михаил Делягин, председатель президиума Институа проблем глобализации:
- Какие последствия может вызвать отставка Правительства? На самом деле никаких. Все знали, что это будет, просто ожидали, что случится месяцем позже, после президентских выборов. Президент сказал в своем заявлении, что после назначения нового председателя Правительства в течение недели тот должен будет представить предложения о новой структуре федеральных органов исполнительной власти. Вот это очень существенно, потому что может быть новым витком административной реформы. Еще до президентских выборов мы увидим новую структуру Правительства. И тем самым Президент как бы уже сейчас продемонстрирует некоторые основы своей политики.
Думаю, что структура Правительства будет более облегченной, чем сейчас. По крайней мере мне хочется верить, что будет меньше вице-премьеров, меньше министерств и ведомств. Я понимаю, что вряд ли Президент сможет сократить их количество с нынешних 63 до 25-28, которые действительно необходимы. И еще я надеюсь, что не сократят те министерства и ведомства, которые сейчас не функционируют, но в принципе необходимы.
Президент очень внятно сказал, что решение об отставке не связано с оценкой деятельности прежнего состава Правительства, которую он в целом считает удовлетворительной. И все же, полагаю, что экономическая политика будет подправлена, но не кардинально. Я думаю, что мы все достаточно уже узнали Президента за первый срок, чтобы понять, что кардинальных изменений, бросаний из стороны в сторону не будет.
Сергей Степашин, руководитель Счетной палаты:
- Я поддерживаю Президента России, который до 14 марта хочет показать, с какой командой он идет на выборы.
"Данное решение позволит Президенту сформировать новое Правительство практически сразу после выборов, - продолжает Степашин. - Раньше процесс отставки, согласования нового состава Правительства и его утверждение Госдумой занимал два-три месяца после выборов и, естественно, сказывался на работоспособности кабинета министров". Степашин также заметил, что решение Президента будет способствовать "оживлению самой выборной кампании".
Подготовили отдел политики, отдел экономики.
Из Конституции Российской Федерации
Глава шестая, Статья 111
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.