"Удивить" главу государства пытаются в каждом регионе, куда бы он ни приехал. Жители Хабаровска продолжили традицию показа Владимиру Путину "очевидного-невероятного" с претензией на строчку в Книге рекордов Гиннесса.
Путину демонстрировали результаты сверхударных темпов строительства автомагистрали Чита-Хабаровск. Последние полтора года буквально каждые сутки дорога становилась на километр длиннее. До 1995 года прокладывали всего по 35 км в год. Раньше прокладку вели "из пунктов А и В" навстречу друг другу. В данном случае работы велись одновременно на ста участках.
Открыв вчера на мосту над Амуром сквозное движение на последних 2165 километрах трассы, Владимир Путин подвел черту под одной из самых амбициозных "строек века". Россия наконец обзавелась самой длинной в мире автомагистралью Москва-Владивосток длиной 10 тысяч километров. Правда, по участку Хабаровск-Чита еще несколько лет на легковушке проехать будет проблематично: больше тысячи километров дороги пока лишь утрамбовано твердым покрытием. "Всю трассу мы заасфальтируем только к 2008 году", - пояснил полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский.
Одновременно с сухопутными участками магистрали было введено в эксплуатацию 5000 погонных метров мостов. Правда, мост, на котором состоялась официальная церемония открытия движения, хабаровчане уже успели проверить на прочность: раньше он был железнодорожным, а два года назад надстроили "второй ярус" - автодорогу. Конструкции пришлось класть на опоры, построенные еще в царские времена. От царских времен остался и один узенький пролет старого моста, который сохранили в сотне метрах от двухэтажного великана в качестве "рукотворного памятника нашим дедам".
Строители трассы в буквальном смысле "докопались до истории". В трехстах километрах от Хабаровска при прокладке дороги было обнаружено огромное кладбище динозавров. Хотя раскопки там до сих пор продолжаются, один полностью сохранившийся скелет уже увезли на выставку в Бельгию.
Впрочем, скелеты доисторических животных строителей явно не впечатлили. О результатах своей работы они говорили более эмоционально.
Действительно, так быстро прокладывать магистрали, тем более за Уралом, не удавалось даже в советские времена, когда люди, "не щадя живота своего", отправлялись выполнять очередное решение партии. Итог был вполне социалистическим: за 17 лет - лишь 605 километров трассы. Прожект стал реальным и осуществимым проектом лишь в последние годы, когда "долгострой" оживили миллиардными капиталовложениями. До 2008 года запланировано вложить в магистраль еще почти 50 миллиардов рублей. Причем деньги эти обещают солидную отдачу. Ожидается, что с завершением всех отделочных работ на участке Хабаровск-Чита постепенно начнет оживать транспортный коридор Париж-Берлин-Москва-Владивосток. Прогнозируемые доходы от его полноценного использования исчисляются десятками миллиардов долларов.
Являясь частью евроазиатского транспортного коридора Восток-Запад, магистраль позволит "переманить" на российские дороги зарубежных перевозчиков. "Если денег на наши проекты выделено не будет, наверное, кто-то пострадает", - сказал и.о. министра путей сообщения России Вадим Морозов. "Вы кого имеете в виду? - спросил его Владимир Путин. - Вы при этом как-то странно на Кудрина посмотрели..." "Я... - замялся Морозов, - я себя имею в виду..."
В Хабаровске на совещании с членами Правительства и главами регионов Путин еще раз напомнил о таких проблемах российского Дальнего Востока и Забайкалья, как развитие сети железных дорог, нефте- и газопроводов. От Правительства и Минэкономразвития Президент потребовал не превращать экспорт ресурсов в самоцель: "Нужно создавать потребителей тех энергетических мощностей, которые будут строиться. Минэкономразвития главным образом должно думать об этом, а не о выкачивании ресурсов на экспорт".
Президент одобрил идею поставок нефти по Байкало-Амурской магистрали до строительства нефтепровода в сторону Китая. Кроме того, от президента Якутии Вячеслава Штырова он потребовал представить все данные, касающиеся наполнения трубопровода Ангарск-Находка. На совещании обсуждался также проект строительства железнодорожного участка Томмот-Беркакит-Якутск, который соединит БАМ с Якутском и позволит решить проблему "северного завоза". А губернатору Приморья Сергею Дарькину Президент предложил подготовить все необходимые документы по строительству Шкутовского водозабора, который позволит решить проблемы с обеспечением водой Владивостока. Минфин и региональный бюджет готовы выделить на строительство по 150 миллионов рублей.
Говоря о железных дорогах, Президент вспомнил слова царского министра Сергея Витте - вопрос это "политический, потом военно-стратегический, потом уже экономический". Транссиб строился именно для того, чтобы обеспечить войска. Сейчас ситуация иная - конкуренция, сказал Президент, перешла из военной сферы в область экономики. Однако военных он в Хабаровске успокоил: на встрече с командующим Тихоокеанским флотом вице-адмиралом Виктором Федоровым Путин заявил о решимости укреплять ТОФ и заверил, что "никаких планов сокращения флота за пределами уже имеющихся договоренностей не будет. Наоборот, тихоокеанский кулак должен быть сильным. Это касается и базы подводных лодок".
Касаясь глобальных вопросов экономической стратегии страны, Президент пообещал: "Несмотря на административные процедуры, которые сейчас происходят, Правительство в ближайшее время сформирует свое видение". О собственных планах относительно кабинета министров Владимир Путин в Хабаровске не сказал практически ничего. Он лишь сообщил, что кабинет министров подготовил несколько вариантов развития налоговой системы страны: "Но вы понимаете, что окончательное решение будет принято тем человеком, которого Государственная Дума утвердит на пост премьер-министра, я надеюсь, в самое ближайшее время".
Сегодняшний день Президент России проведет в Красноярске.