Около сотни письменных протестов гласили, что братва "выражает несогласие с установленным порядком отбывания наказания". И 24 февраля началась массовая "голодовка". По словам представителей ГУИН, обитатели ИК и сизо лишь частично отказывались от приема пищи. То есть на завтрак они, например, берут кашу, но отталкивают чай и сахар, в обед отказываются от первого и второго, но берут третье, иногда берут один суп, но отказываются от всего остального. Количество таких "отказников" по всем бастующим учреждениям менялось от часа к часу. Вначале говорилось о пяти тысячах, но максимальное достижение протестантов, по данным ГУИНа, - две с половиной тысячи человек.
В заявлениях обитатели ИК и сизо ставили в известность своих надзирателей, что в колонии N 4, расположенной в Форносово, конвоиры "прижимают братву, совершают поборы (с камеры по нитке - конвоиру рубашка), оказывают физическое воздействие, и иногда дело доходит даже до убийства". Вывод заключенных - отстранить от исполнения обязанностей все руководство колонии N 4, а также заместителя начальника ГУИН Владимира Веселова.
В колониях, разбросанных по огромной территории, бастовать начали все одновременно. Возможно, "Воровской прогон" вместе с шаблоном заявления был заброшен в разные учреждения петербургского ГУИН как минимум за два дня до начала описываемых событий. В каких-то зонах "деды", ознакомившись, дали зэкам "добро" на голодовку, в других колониях проигнорировали. Кстати, когда "парламентер" начал спрашивать у заключенных про убийства в тюрьме, они объяснили, что на самом деле имели в виду моральное убийство личности.
Интересно, что пока зэки всего Петербурга и Ленинградской области отстаивали права исправительной колонии N 4, там никто и не знал об этом и в голодовке не участвовал. Почти весь спецконтингент "четверки" готовился к концерту художественной самодеятельности, репетировали - пели, танцевали, придумывали театральные этюды. Выступление должно было состояться в предстоящие выходные, но из-за происходящих событий было отменено.
В результате в межведомственную комиссию наряду с помощником начальника ГУИН Минюста РФ по правам человека, прокурора по надзору за соблюдением законов в учреждениях ГУИН, представителей ГУИН СЗФО и ГУИН России вошли также представители общественных и религиозных организаций.
Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель начальника ГУИН по СПб и ЛО Сергей Поляков, единственное, чего пока добились подследственные и осужденные - некоторая дестабилизация работы пенитенциарной системы Петербурга и Ленинградской области. Хотя, как стало известно корреспонденту "РГ", сейчас на уровне высших чинов ГУИН СПб и ЛО идет серьезная борьба за власть. И для этого могут быть использованы и подобные акции.
Компетентно
Ситуацию по просьбе "РГ" комментирует директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ Валерий Абрамкин.
- Валерий Федорович, чем конкретно вызвана голодовка? Что подразумевается под формулировкой "тяжелые условия содержания, жестокое обращение со стороны администрации"?
- Дело в том, что, как я предполагаю, с 1999-2000 годов существует некая установка "из центра на места" - о борьбе с воровскими традициями, с тюремным законом. А на самом деле идет борьба с тюремной субкультурой.
- Вы хотите сказать, что воровская субкультура позволяет быть личностью?
- Человек, который соблюдает тюремные законы, остается "в законе". Выполнить требования администрации значит унизить себя. Унизить свое достоинство.
- Что это могут быть за требования?
- В лагере есть определенные табу. Арестант не может их нарушать.
- Эта голодовка вызвана именно усилением давления?
- Возможно. Есть много приемов давления, и я не знаю, какие именно в данном случае использовали. Один прием запрещают законом - изобретают новый способ унижения. Например, "запретка", когда заключенных заставляли выходить на запретную полосу и "грабить" - это считалось позором.
- Простите, что заставляли делать?
- Равнять граблями запретную полосу или полоть сорняки, неважно. Важно, что, если человек выходит на запретную полосу, для тюремного сообщества он - предатель. Тогда, примерно в 1992 году, вступились некоторые правозащитные организации, и была принята норма, что нельзя заключенных выводить на охранные сооружения. То есть такой способ борьбы с субкультурой был запрещен. Но тут же появилась "метла" - это когда плац мести надо, что тоже по понятиям запрещено.
- А может ли субкультура быть более гибкой и приноравливаться к тюремным нормам со своей стороны?
- Это возможно на строгом режиме.
- А можно ли бороться с голодовкой?
- Это зависит от того, что происходит. Например, в одной колонии заключенные отказываются брать лагерные миски. То есть по их законам они должны есть только из своих. На что администрация логично заявляет: мы их кормим, но они же не едят! А люди голодают.