Третья часть "Властелина колец" названа фильмом года

Искусство и жертвы

Фильм новозеландского режиссера Питера Джексона "Властелин колец. Возвращение короля" стал абсолютным триумфатором церемонии "Оскара", победив во всех 11 номинациях. Это первый случай, когда лучшей картиной года признана лента в жанре "фэнтези" - до сих пор академики предпочитали фильмы более реалистичные и земные.

"Властелин колец" повторил рекорды "Титаника" и "Бен Гура", тоже получивших по 11 "Оскаров", и стал третьим фильмом после "Жижи" и "Последнего императора", не давшим осечки ни в одной из номинаций. Его предстоящая победа была столь предсказуемой, что новозеландцы устроили пышный прием еще за два дня до церемонии, не дожидаясь официальных результатов голосования. Но похоже, даже они не ожидали лидерства столь безусловного.

Собратьям "Властелина" по жанру фантазийно-приключенческим картинам "Хозяин морей" и "Пираты Карибского моря" просто не повезло оказаться рядом с толкиеновским колоссом: в иной ситуации эти очень качественные фильмы имели бы серьезные шансы победить как минимум в номинациях "Спецэффекты", "Лучшие костюмы" и "Лучший художник". Джонни Депп в "Пиратах" был главным фаворитом "оскаровской" гонки и даже получил премию голливудской актерской гильдии, но уступил первенство Шону Пену, сыгравшему не лучшую свою роль в не лучшем фильме Клинта Иствуда "Таинственная река". И это было, пожалуй, единственным неожиданным (и не вполне справедливым) решением академиков.

Если принять такой триумф как компас для будущих проектов, то кино окончательно уйдет от реальности в компьютерные миры.

Все остальное было предсказуемо. Южноафриканка Шарлиз Терон была обречена на премию за роль серийной убийцы мужчин в "Монстре"; было ясно и то, что в номинации "Лучшая женская роль второго плана" победит Рене Зеллвегер. Это хорошо объяснила сексапильная Шарлиз Терон на недавнем Берлинском фестивале: "Чтобы получить "Оскара", нужно себя изуродовать". Она намекала на знаменитый накладной нос Николь Кидман, которая отважно пожертвовала своей красотой для фильма "Часы" и выиграла. Теперь для роли в "Монстре" Шарлиз Терон пришлось потолстеть, надеть накладные зубы, глазные линзы и нелепые платья - и она тоже выиграла. Как выиграла миловидная Зеллвегер, которая выработала себе матросскую походку и до жути измазалась гримом для роли грубой селянки в "Холодной горе". Называется - перевоплощение, одно из непременных актерских "ноу-хау", которое из кино компьютерной эры стало исчезать. Перед тем как объявить обладательницу "Оскара" за лучшую женскую роль, прошлогодний лауреат Эдриан Броди ("Пианист") попрыскал себе в рот дезодорантом, сорвав аплодисмент за остроумие.

Премию за мужскую роль второго плана получил Тим Роббинс, лихо сыгравший психически неуравновешенного субъекта в "Таинственной реке". Это его первый актерский "Оскар".

Была заранее очевидна и премия фильму Дени Аркана "Нашествие варваров" - бесспорному фавориту номинации "Лучший иноязычный фильм". Для бурно растущего канадского кино этот "Оскар" - тоже первый. Лучшим полнометражным анимационным фильмом стал "В поисках Немо" Эндрю Стэнтона, опередивший франко-бельгийское "Трио из Бельвилля" и американского "Братца медвежонка".

Режиссер Эррол Моррис получил премию за полнометражный документальный фильм "Туман войны" - нелицеприятный разговор с Робертом Макнамарой о вьетнамской войне. "Мы тогда увязли в ловушке, - сказал режиссер, получая золоченую статуэтку, - и теперь, похоже, увязли опять - в Ираке". 39-минутная лента "Чернобыльское сердце" взяла "Оскара" за лучшую документальную короткометражку. Его режиссер, дебютантка Марианн ДеЛео, взволнованно говорила о населении Белоруссии, которое до сих пор не оправилось от трагедии 18-летней давности.

Почетного "Оскара" за вклад в киноискусство получил Блэйк Эдвардс, замечательный мастер комедии, создатель "Розовой пантеры", "Завтрака у Тиффани", "Виктора/Виктории" и счастливый супруг лучшей Мэри Поппинс киноистории - Джули Эндрюс.

Черно-белое кино

Это был первый мирный "Оскар" после двухлетних пиров во время чумы: два года назад он был омрачен терактом 11 сентября, а год назад - иракской войной. Меры безопасности тем не менее были беспрецедентны: звезд охраняли антитеррористические подразделения и снайперы, на Голливуд-бульваре перекрыли движение, с обочин убрали бомжей-попрошаек. Трансляция шоу впервые шла с пятисекундной задержкой - на всякий пожарный. Боссы телекомпании АBС обещали, что будут цензуровать только нечаянные непристойности, наподобие груди Дженет Джексон, обнажившейся во время недавней трансляции Суперкубка, но ни в коем случае не политические заявления. Строго отрегулировали рекламу. Запрет касался главным образом рекламы гигиенических прокладок, средств от импотенции и новых фильмов.

Звезды выглядели беззаботными, хотя и неожиданно траурными: дамы и господа предпочли черно-белые тона. Тим Роббинс, Бен Стилер и Бенисио Дель Торо к черным парам надели также черные рубашки и черные галстуки; эти цвета доминировали и в оформлении сцены. Так что если бы не красная дорожка, то "Оскар" вернулся бы к черно-белому кино; иногда было жаль, что - не к немому. Том Круз и Джим Керри лишились шевелюр и предстали стриженными под ноль, причем Джим Керри оказался таким же остроухим, как и остроумным.

Ведущий церемонию Билли Кристал вернулся к "Оскару" после четырехлетней отставки и был легок, певуч, почти остроумен. К случаю вспомнил, что когда 13 лет назад он вел церемонию, шли совсем другие времена: президентом был Буш, экономика поднималась и только что завершилась война в Ираке. Сострил также, что шоу впервые идет в переводе на арамейский - намекнул на фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы", который снят на арамейском и латинском языках, но за первые же три дня показа собрал 117 миллионов, окупив свой бюджет за один уик-энд.

Небольшой казус произошел только во время вручения "Оскара" Тиму Роббинсу: ослепительная Кэтрин Зета-Джонс расцеловала лауреата, а потом хлопнула себя по заднему бюсту и внятно пробурчала: "Как бы избавиться от этой штукенции!". Тим Роббинс онемел от изумления, но красавица развернулась кормой, и все увидели, как неловко закреплен на ее талии съехавший назад микрофон. "Я с этой штукой совсем как робот", - объяснила Зета-Джонс.

Все всему радовались, причем казалось, что искренне. Марша Гей Харден, прошлогодний лауреат "Оскара" и нынешний номинант за роль второго плана в "Таинственной реке", на радостях даже забеременела двойней. Главными героями вечера были любовь друг к другу и счастье быть вместе. Это высокое искусство трагически не дается нашим мастерам кино, когда они нечаянно встречаются на "Золотом Орле" или "Нике".

Гоблина в Шекспиры...

"Официально заявляю, что в Новой Зеландии больше благодарить некого", - взмолился Билли Кристал после пятого "Оскара" "Властелину колец", вызвавшего очередной залп благодарностей маме, папе, детям, внукам, режиссеру и его родственникам. Но впереди были еще шесть наград фильму-триумфатору.

В какой мере оправдана тотальная победа "Властелина колец" с его бесстрашно сказочным антуражем, отсутствием серьезных актерских работ (ни одна не попала в номинации) и беспрецедентной ставкой на компьютерные спецэффекты? В фильме нет многих компонентов, характерных для полноценного кино: ясной драматургии, развитых диалогов (героям позволены только служебные реплики, которые двигают сюжет), юмора и вообще сколько-нибудь интеллектуальной среды. Он действует скорее на подсознание, гипнотизируя пиршеством для глаз и размахом, когда количество становится эстетическим качеством и даже способно имитировать в зрителях подобие катарсиса. Я уже писал о том, что если принять такой триумф как компас для будущих проектов, то это будет смена всех художественных ориентиров: кино окончательно уйдет от реальности в компьютерные миры, где фантазия - царь и бог. К тому же фильм неровен: в нем много наивного пафоса, его все время мотает из сказки в духе Александра Роу (при просмотре с нежностью вспоминаешь какого-нибудь "Кащея Бессмертного") к батальному полотну в стиле Эйзенштейна, умевшего с минимальными средствами достигнуть более емкого художественного результата.

И все же перед нами несомненный прорыв в киноискусстве. К нему кинофантасты подбирались долго и упорно, выстраивая не только свои миры, но, по сути, и новые религии. Таковы "Звездные войны" Лукаса и особенно "Матрица" братьев Вачовски, где Избранный Нео к третьей серии из конвейерного спасителя человечества превращался в Спасителя, которому молятся миллионы. И вот теперь Джексон успешно перенес на экран не только фабулу, но и дух книг Толкиена, которые стали для многих евангелием ХХ века, воплощением схватки человека с мировым злом. В фильме даже видят метафору Третьей мировой войны. В нем есть эпическая высокопарность вагнеровского "Кольца", и композитор Говард Шор дополнил сходство, написав тяжеловесно торжественную семичасовую симфонию и получив за нее уже второго "Оскара". Иными словами, и книги, и фильмы эти уходят корнями в мировой фольклор и литературно-театральную классику, вызывая бездну аллюзий и создавая ощущение философских глубин.

Газета "Сан-Франциско кроникл", высоко оценивая "Властелина", пишет: "За исключением русского фильма "Война и мир", такого сочетания большого бюджета, творческого таланта и технического мастерства не встречалось за всю историю кино и, вероятно, еще не скоро встретится в будущем". Это тоже правда: даже на фоне достижений Лукаса "Властелин" поражает фантазией художников и совершенством спецэффектов, размахом батальных панорам и выразительностью объемного звука. При всех достоинствах его конкурентов - "Пиратов Карибского моря" и "Хозяина морей" - "Властелин" в этой области пока недосягаем.

Наконец, Джексону удалось выстроить гигантскую картину по нарастающей, его фантазия к третьей части не только не выдохлась, но набрала новую высоту. Здесь заиграл даже замороженный в первых двух частях Элайджа Вуд. Начавшись как заурядная и подчас аляповатая киносказка, "Возвращение короля" быстро выходит к невиданным в кино масштабам эпических баталий, динамика и напряженность которых сражают наповал самых закоренелых скептиков.

Так что "Оскары" по заслугам улыбнулись фильму Питера Джексона. Он уже собирается ставить продолжение. Остается только надеяться, что путь к Средиземью с его башнями, драконами и мертвецкими армиями не станет генеральной линией современного кинематографа.