С точки зрения монетарной политики для Беларуси не существует каких-либо проблем в случае отказа от договоренностей о введении российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории РБ с 1 января 2005 года. Об этом заявил первый заместитель председателя правления Национального банка Павел Каллаур.
По его словам, монетарная политика в текущем году может проводиться Нацбанком независимо от того, будет ли вводиться российский рубль в РБ с 1 января 2005 года или нет.
П. Каллаур также повторил тезис, озвученный ранее председателем правления Национального банка Петром Прокоповичем, о том, что если Центробанк будет проводить укрепление своей национальной валюты так быстро, как это имеет место на сегодняшний момент, то Нацбанку придется скорректировать планы по девальвации белорусского рубля по отношению к российскому рублю, заложенные в основных направлениях денежно-кредитной политики (4-5 процентов на первое полугодие). Нацбанк уже готовится к этому и на I квартал текущего года установил предельный уровень девальвации, равный плану на все первое полугодие.
П. Каллаур отметил, что если внешняя конъюнктура для Белоруссии сложится таким образом, что будет необходимо обеспечить более высокие темпы девальвации белорусского рубля, чтобы не навредить ценовой конкурентоспособности экспортеров, то, безусловно, Нацбанк это сделает. Но П. Каллаур не исключил и сохранение привязки белорусского рубля к курсу российского, даже если это приведет к ревальвации курса белорусского рубля по отношению к доллару.
По словам П. Каллаура, Нацбанк ориентировался на реальное укрепление российского рубля по отношению к доллару в пределах 7 процентов, и пока этот предел еще не достигнут. Но тем не менее Нацбанк готов проводить гибкую валютную политику и при необходимости ее корректировать.
Текущая политика Нацбанка ориентирована на нейтральность как по отношению к экспортерам, так и к импортерам. Это означает, что реальный эффективный курс белорусского рубля, рассчитанный по отношению к валютам основных экономических партнеров Белоруссии, должен колебаться от нуля до минус 2 процентных пунктов. Небольшое снижение курса предполагает некоторую дополнительную возможность расширения ценовой конкурентоспособности для белорусских экспортеров.
В то же время прогнозировать реальный эффективный курс сложно, так как он зависит от движения курсов стран - основных торговых партнеров Белоруссии, и, безусловно, при реализации монетарной политики могут быть отклонения от прогнозов. Нацбанк руководствуется тем, что реальное укрепление курса рубля, если оно в силу каких-либо обстоятельств будет иметь место, должно быть незначительным - в пределах 2-3 процентных пунктов.
П. Каллаур считает некоторое укрепление реального курса белорусского рубля нормальным и закономерным процессом, который обусловлен выравниванием цен в РФ и РБ и ростом производительности труда. Поэтому намеченная на будущее фиксация курса белорусского рубля по отношению к российскому, по его мнению, не скажется на конкурентоспособности белорусских товаров на внешнем рынке, но окажет сдерживающее влияние на инфляцию. При этом, отметил П. Каллаур, в условиях привязки валют очень важно обеспечить снижение налоговой нагрузки на предприятия для обеспечения их конкурентоспособности на внешних рынках.
"Нацбанк не ставил никогда самоцелью введение единой валюты РБ и РФ", - сказал П. Каллаур. Она должна обеспечить решение экономических задач, которые стоят перед странами-союзницами. Без создания необходимых экономических предпосылок введение единой валюты сопряжено с издержками, которые могут оказаться неприемлемыми для Беларуси. Следовательно, срок введения рубля может быть отодвинут до создания подобных предпосылок.
Он отметил, что в прошлом году был подготовлен проект соглашения о введении российского рубля, но, учитывая тот факт, что пока не решены вопросы о создании экономической базы, вопрос о введении рубля с 1 января 2005 года остается открытым.
Проблемы связаны с отменой таможенного оформления и контроля за товарами в рамках Союзного государства, созданием равных условий по ценам для субъектов хозяйствования, косвенным налогообложением. Не решен вопрос с формированием единого эмиссионного центра, который, как планируется, должен начать действовать с 1 января 2008 года. Позиции сторон по-прежнему принципиально различаются, и если Нацбанк Беларуси видит единый эмиссионный центр как систему центральных банков во главе с Межбанковским валютным советом, то российская сторона в качестве единого эмиссионного центра видит Центральный банк России.
Несмотря на проблемы с интеграцией валютных рынков РБ и РФ, правительство Беларуси собирается в текущем году попробовать разместить государственные облигации на российском рынке, где, по словам П. Каллаура, наблюдается избыток ликвидности.
Минфин проводит работу по получению кредитного рейтинга, сотрудничая с уже выбранным зарубежным консультантом. Работа по получению кредитного рейтинга, считает П. Каллаур, направлена не на то, чтобы получить какие-либо заимствования, а на то, чтобы получить опыт и попробовать оценить стоимость тех ресурсов, которые могут быть привлечены белорусским правительством и белорусскими субъектами хозяйствования. Скорее всего внешние заимствования окажутся более дорогими, чем на внутреннем рынке, но превышение будет незначительным.
Особое внимание Нацбанк уделяет сотрудничеству с государствами, возникшими после развала Советского Союза, что обусловлено существованием ряда направлений интеграции в рамках СНГ и других формирований. При этом Нацбанк учитывает политику разновекторности и разноскоростной интеграции в рамках СНГ.
В феврале 2001 года был создан специальный Межбанковский совет - совет руководителей центральных банков ЕврАзЭС, перед которым была поставлена задача координации действий банков по вопросам, входящим в их компетенцию. За период с 2001-го по 2003 год было проведено 8 заседаний совета. Удалось наладить ежеквартальный обмен информацией о состоянии финансовых рынков государств-участников ЕврАзЭС.
Был подготовлен проект создания платежной системы, основанный на использовании национальных валют государств-участников. В качестве расчетного банка данной системы был выведен Межгосударственный банк. Данный проект предполагается рассмотреть на ближайшем заседании совета. По мнению П. Каллаура, в текущем году удастся создать расчетную систему с использованием национальных валют.
Межгосударственный банк был создан для решения задач, связанных с единой рублевой зоной, но те функции, которые возлагались на него, не могли быть выполнены по объективным причинам, так как государства направили свои усилия на создание независимой монетарной политики. Поэтому Межгосударственный банк сосредоточился на выполнении функций, связанных с развитием платежной системы, но не смог оказать конкуренцию коммерческим банкам.
Второе направление сотрудничества в рамках ЕврАзЭС - подготовка и принятие документов, связанных с поэтапной либерализацией валютного регулирования и валютного контроля. Стороны утвердили перспективный план сотрудничества и намерены до 2005 г. принять законодательные акты, которые позволят максимально обеспечить либерализацию как текущих операций, так и операций, связанных с движением капитала. Решение этой задачи позволит создать более привлекательные условия для взаимной торговли в рамках ЕврАзЭС.
Сотрудничеством в рамках данного международного образования дело не ограничивается. Создана группа высокого уровня по вопросам формирования Единого экономического пространства, куда входят Беларусь, Казахстан, Россия и Украина. Центральные банки этих стран занимаются решением проблем, которые находятся в их компетенции. Основные задачи, для решения которых требуются усилия центральных банков, будут решаться, по мнению П. Каллаура, в 2006 году. Пока центральные банки провели организационные мероприятия по координации своей деятельности.
Работа по интеграции в рамках СНГ идет гораздо медленнее, чем по другим межгосударственным образованиям, что вызвано объективными условиями - значительными различиями уровня и темпов развития государств, входящих в это межгосударственное образование, сообщил П. Каллаур. В рамках СНГ функционирует межгосударственный валютный комитет. Одним из важнейших результатов его работы стало принятие концепции координации политики государств-участников в валютной сфере, а также меморандума об основных направлениях сотрудничества в сфере валютных отношений.
Владимир Тарасов
МИНСК