Портрет Идеальной женщины

Надо сказать, что и репутация хозяйки внешнему виду дома соответствует. Римма Андраниковна - из тех старушек, которые могут подойти на улице и сказать: "Будь поосторожнее, ждут тебя неприятности". Римма пользуется репутацией человека, который может предсказывать судьбу. Некоторые знакомые до такой степени верят в ее сверхспособности, что считают в порядке вещей подойти к ней со словами: "Знаешь, у меня кошка любимая умерла... Ты оживить сможешь?"

Впрочем, не все знают Аванесян как колдунью. В молодости Римма окончила два филфака: в Ростовском и Ереванском университетах, училась на режиссера, работала в Ереванском драматическом театре и институте этнографии АН Армении, преподавала в школе русский и армянский языки.

Такое прошлое не дает Римме Аванесян браться за оживление кошек. Но в работе над Идеальной женщиной, видимо, только помогает. Хотя и здесь мистики хоть отбавляй.

В комнате Риммы Андраниковны бывает очень много посетителей (она из тех людей, к которым приходят поплакаться со всей округи). И все приходящие видят здесь ковер с портретом женщины. А кому придется зайти в этот дом несколько раз, могут заметить, что выражение лица на портрете меняется.

И меняться оно будет еще неизвестно сколько. Дело здесь в том, что Римма Андраниковна сама ткет этот ковер. Как любой художник, она постоянно видит в своей работе недочеты и старается их исправить. Так что женщина на ковре то улыбнется по-новому, то бровь поднимет. Совершенству, как говорится, нет предела.

А совсем недавно некоторые ростовчанки и жительницы Чалтыря узнали о своем родстве с Идеальной женщиной. Римма Аванесян выпустила перекидной календарик, каждую страницу которого украшает женский портрет. Портреты эти трудно назвать законченными, скорее эскизы. На каждом из них до конца прописаны только одна-две детали: где-то глаза, где-то губы... В общем, видны как раз черты Идеальной женщины. Но самое замечательное в этом календарике то, что жительницы Чалтыря и Ростова стали себя в нем узнавать.

Римма Аванесян специально никого для календаря или для Идеального портрета не выбирала.

- Все само собой происходит, - рассказывает она. - Иду по улице, вижу взгляд, улыбку, выражение лица яркое... И все - рука уже сама ищет ручку и бумагу. Сколько я авторучек у людей стащила! А когда я найду белый лист, то уже вижу на нем лицо. Его просто нужно обвести.

- Римма Андраниковна, на ваших портретах современные женщины, но некоторые из них в каких-то старинных головных уборах...

- Ну, ничего поделать не могу. Вот видите - Зоя. Это настоящая русская красота! И никакой современный наряд ей так не подходит, как вот этот кокошник. А в исконных старинных костюмах, и в русских, и в армянских, есть какая-то особая сила подчеркивать красоту.