На что потратить бюджетные деньги

На мой взгляд, те финансовые резервы, которыми располагает ныне
государство, чрезмерны и не могут положительно влиять на экономику страны,
пока не решен вопрос эффективного использования бюджетных средств. Просто
увеличивать государственные расходы означает сбрасывать деньги на какие-то
бюджетные счета, где они потом лежат мертвым грузом. Сейчас остатки на
счетах бюджетополучателей в казначействе достигли колоссальных размеров -
свыше 100 миллиардов рублей. Это происходит, во-первых, из-за желания
получить дополнительные ресурсы, не имея четкого представления о том, как
их потратить. Во-вторых, расходование казенных сумм жестко
регламентировано, и те, кто ими распоряжается, несут ответственность за
нецелевое использование бюджетных средств, но не несут ответственности за
их неэффективное использование.

То же самое можно сказать и в отношении инвестиционных проектов и программ. Проекты, которые предлагается финансировать за счет или с участием государственных ресурсов, сплошь и рядом оказываются сырыми. Когда мы в конце 90-х годов работали по ФЦП "Сибирь" и собирали от администраций регионов инвестиционные проекты, зачастую они имели c плохо подготовленные технико-экономические обоснования.

Профицит бюджета служит для погашения основной суммы государственного долга. Есть точка зрения, что нужно как можно быстрее реструктурировать наши внешние долги и размещать средства финансового резерва в какие-то активы, что может принести 4-5 процентов номинального экономического роста. Это тонкий вопрос, потому что досрочный выкуп долгов не приветствуется финансовым сообществом. Но такая возможность есть, и Президент предлагал обсудить этот вопрос с кредиторами. Уровень суверенного долга РФ по современным меркам невелик - 35-40 процентов ВВП. И если бы Правительство и особенно администрации регионов могли бы гарантировать достаточно эффективное расходование государственных средств, то можно было бы увеличивать госдолг.

В сфере государственных финансов необходим эффективный менеджмент. Нужно заключать более четкие контракты с руководителями бюджетных организаций, чтобы дать им большую свободу распоряжаться деньгами и одновременно повысить их ответственность за эффективное использование средств.

Необходимо также сбалансировать обязательства государства с его финансовыми возможностями. Поэтому нужно увеличивать долю бюджетных расходов по целевым программам, где фиксируются цели, определяются критерии их достижения, то есть можно оценить результат. Должен быть создан механизм систематического пересмотра этих программ, отказа от неэффективных. Необходим не только предварительный анализ инвестиционных проектов, но и мониторинг их реализации, чтобы можно было прекращать финансирование проектов, когда реальные результаты расходятся с декларируемыми. И после того как проект реализован, нужно следить за работой предприятий, получивших инвестиции.

Появившиеся финансовые ресурсы, на мой взгляд, можно было бы использовать для структурных изменений в экономике, в частности для ослабления налогового пресcа. Что касается создания стабилизационного фонда, то оценить его целесообразность можно будет только после того, как Правительство отчитается об использовании этих средств. В таких странах, как США или Норвегия, стабилизационный фонд зарекомендовал себя неплохо, но это не гарантирует такого же результата и в России.