Кремлевский концерт "Песни о нашей Родине"

На сцену выйдут Александр Маршал, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Олег Газманов и др. По словам автора проекта, концерт будет представлять собой взгляд на историю нашей страны двух последних столетий через песни разных эпох. Начнется представление с исполнения Александром Градским гимна "Боже, царя храни", закончится - исполнением Президентским оркестром п/у П. Овсянникова нынешнего гимна РФ.

Это - первый проект подобного рода за последние много лет; так уж получилось, что места ему не нашлось бы ни в одной из минувших эпох. Советский Союз отводил "Боже, царя храни" пятнадцать минут в рамках школьной программы по музыке, а за публичное исполнение можно было и пострадать. Ставшая в 1991 году гимном свободной России "Патриотическая песнь" Глинки исполнялась без слов - известно, что по заданию Бориса Ельцина был объявлен конкурс на сочинение слов, однако его результаты оказались столь невпечатляющими, что Россия более чем 10 лет жила с "молчаливым" гимном. Эту и много других проблем был призван решить гимн-возвращенец на музыку Александрова и новые стихи Михалкова: несмотря на то, что второе пришествие гимна вызвало ожесточенную дискуссию, воцарение прежнего гимна достигло своей цели - примирить различные поколения россиян в их отношении к государственым символам Российской Федерации. На кремлевском представлении каждый - от монархиста до диссидента - сможет услышать и встать под тот гимн России, который считает своим. Еще пять - десять лет назад, во времена, которые нынешние культуроги называют "эпохой государственного постмодерна", такой концерт, если бы даже и состоялся, мог бы стать разве что поводом для насмешек. Само слово "патриот" тогда было ругательным. Большая заслуга новых времен в том, что понятие патриотизма перестало восприниматься в качестве синонима слово "ксенофобия", а слово "патриот" перестало отсылать к маргинальным общественным течениям. Это представление, которому отведена роль измерителя "нового патриотизма", может стать испытанием на прочность для изменившейся "патриотической" конъюнктуры общественного вкуса и проверкой на искренность для нового поколения людей, отождествляющих себя со своей страной.