Совершенно очевидно, что не предусмотренное судебным решением пребывание под стражей гражданина нашей страны - грубейшее нарушение его прав, а называя вещи своими словами - преступление. Есть и другая сторона этой проблемы - ведь никто иной, как мы с вами, налогоплательщики, оплачиваем содержание уголовно-исполнительной системы. А следовательно, именно мы с вами тратим деньги на "лишнее" пребывание осужденного Владимира Кондакова за решеткой. Видимо, с виновных должностных лиц следует взыскивать и моральный вред за излишне проведенное время в местах не столь отдаленных, и стоимость содержания осужденного за это время.
Думаю, что такой подход более справедлив, и я, как Уполномоченный по правам человека в РФ, буду на нем настаивать.
К сожалению, случай с В. Кондаковым не единичный. Только что мною предъявлен иск в Октябрьский районный суд г. Белгорода в защиту прав А.Е. Шеховцова, который незаконно провел в местах лишения свободы 5 месяцев и 10 дней. Схожая история произошла недавно и на Камчатке. Осужденный А.В. Кобзарев подлежал освобождению по амнистии от 26. 05. 2000 г. Однако несмотря на его многочисленные жалобы, он необоснованно провел в учреждении ЮФ-326/6 (г. Елизарово) более полутора лет. Старший помощник прокурора Камчатской области, ненадлежащим образом осуществлявший надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, переведен на другой участок работы и лишен премии за 3-й квартал 2003 г. Весьма сомнительно, что это - адекватное наказание. Как наказана администрация учреждения ЮФ-326/6, спокойно наблюдавшая за очередной незаконной пересидкой, неизвестно. Надеюсь, что мера принципиальности соответствующих органов станет более ясной при рассмотрении очередного иска о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц уголовно-исполнительной системы и прокуратуры и взыскании материального и морального вреда, причиненного А. Кобзареву.
К сожалению, подобные примеры можно продолжать и далее.
В чем причина того, что система исполнения наказаний вовремя не расстается со своими обитателями? Конечно, дело здесь и в слабой правовой грамотности персонала, недостатках в работе специальных частей исправительных колоний и следственных изоляторов, не достаточно строгом прокурорском надзоре за их деятельностью. На все это уже указывалось в докладах моих предшественников, посвященных соблюдению прав человека. Пока серьезных сдвигов не наблюдается.
Более того, ситуация может серьезно осложниться. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. внесен ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в результате которых были снижены размеры наказания в виде лишения свободы. Предстоит пересмотр большого числа приговоров осужденных к лишению свободы, и я опасаюсь, что администрация исправительных учреждений, органы прокуратуры и суды могут допустить не один случай, когда осужденный будет находиться в местах лишения свободы сверх установленного приговором суда срока наказания. Для того чтобы этого не произошло, необходимы согласованные усилия правоохранительных структур. Пока что, к сожалению, такого взаимодействия не наблюдается. Бьют тревогу лишь правозащитники, в том числе входящие в общественный совет при министре юстиции Российской Федерации. Но, похоже, что их не слышат.
Настаиваю на том, чтобы Генпрокуратура, Минюст и другие органы обратили на эту проблему самое пристальное внимание.