Первый из них заключается в том, что финансовый орган региона должен открыть лицевой счет в Федеральном казначействе. Помимо этого он должен открыть и лицевые счета всех распорядителей и получателей средств региональных бюджетов. Во втором варианте речь идет о том, что в Федеральном казначействе будет находиться только счет финансового органа региона (счет бюджета), а лицевые счета распорядителя и получателей бюджетных средств будут находиться в региональном казначействе. Планируется, что соответствующие поправки должны быть внесены в Правительство до 15 марта, а Дума готовится приступить к их рассмотрению уже с 1 апреля. Подобная "торопливость" в этом вопросе вполне понятна: технический термин "поправки" на деле означает бюджетную реформу.
Часть поправок, по словам начальника Главного управления Федерального казначейства Татьяны Нестеренко, уже внесены в составе пакета изменений в Бюджетный кодекс (БК), который вносился вместе с Законом о разграничении полномочий между федеральным, субфедеральным и муниципальным уровнем. Более того, они уже приняты в первом чтении предыдущим составом Государственной Думы. В них заложено изменение ответственности в бюджетной сфере между органами госвласти. Нынешняя же поправка в Бюджетный кодекс позволит создать в стране такую систему, при которой можно отслеживать не только правильность, но и результативность расходования государственных средств. При этом, считает Т.Нестеренко, новый порядок бюджетного учета может быть введен уже в мае этого года. Задача эта, напомним, была поставлена в бюджетном послании Президента РФ.
Перевод счетов региональных бюджетов в части бюджетных средств уже вызвал массовое сопротивление со стороны субъектов РФ. По словам Татьяны Нестеренко, "все субъекты сосредоточились на борьбу с этой поправкой".
Необходимость реформирования системы бюджетирования в России вызвана требованиями статьи 34 БК, которая дает определение принципу эффективности и экономности. Президент в своем Бюджетном послании как раз и указывал на необходимость использования методов оценки рациональности бюджетных расходов. А достигнуть эти результаты, считают в Минфине, можно если бюджетные счета регионов станут прозрачными. По мнению замруководителя Главного управления Федерального казначейства Галины Маклеевой, для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ. К слову сказать, того же требуют и международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе, разработанные Международной федерацией бухгалтеров.
Надо сказать, что перевод счетов региональных бюджетов в части бюджетных средств уже вызвал массовое сопротивление со стороны субъектов РФ. По словам Т.Нестеренко, "все субъекты сосредоточились на борьбу с этой поправкой". Часть противников даже обратилась за разъяснением к Конституции РФ, посчитав, что перевод кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней через органы Федерального казначейства антиконституционен. По их мнению, раз федеративное устройство РФ (статья 5 Конституции РФ) основано на единстве системы государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между органами госвласти, то субъекты имеют право на принадлежащие им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Таким образом, делают они вывод, исполнение бюджета субъекта РФ не отнесено ни к предметам исключительного ведения РФ (ст.71), ни к предметам ведения РФ и субъекта РФ (ст.72). А потому-то субъект обладает всей полнотой государственной власти и органов местного самоуправления по исполнению бюджета.
Напомним, что все эти поправки помимо бюджетной напрямую затрагивают и административную реформу, второй этап которой начнется в 2005 году. "Российская бизнес-газета" неоднократно прогнозировала, что ее второй этап будет более болезненным, поскольку затронет финансовые интересы региональных властей. Похоже, наши прогнозы начинают сбываться. Хотя, на наш взгляд, борьба с этой злополучной поправкой сводится в конечном итоге к нежеланию региональных властей предоставлять Федеральному центру о движении средств по счетам региональных бюджетов. Хотя, по словам Т.Нестеренко, перевод бюджетов всех уровней на кассовое обслуживание в казначейство не означает подмену казначейством органов исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное казначейство лишь обслуживает счета, выполняя роль платежной системы.