Конечно, верить или не верить подобного рода страшилкам личное дело каждого, но, мне кажется, стоит разобраться в том, что же такое уровень жизни и действительно ли он "катастрофически падает". Давайте рассмотрим эту ситуацию на примере конкретного региона.
О том, какова ситуация с уровнем жизни в Воронежской области, мы попросили рассказать начальника отдела доходов населения и уровня жизни главного управления труда и социального развития Наталью Попову.
- Наталья Васильевна, для начала объясните, что такое прожиточный минимум и как он определяется?
- Это один из основных социальных стандартов, установленных Правительством страны на законодательном уровне. Следовательно, величина в значительной мере условная, поскольку в каждой стране этот показатель разный. Значит, если вы попытаетесь сравнить уровень жизни нашего соотечественника с уровнем жизни какого-нибудь иностранца, прежде всего придется свести эти величины к общему знаменателю. Зато для сравнения уровня жизни жителей одной страны или для того, чтобы проследить динамику его изменения, это, пожалуй, один из лучших вариантов. Иными словами, это своего рода социальный индикатор.
Постановлением администрации Воронежской области от 2 июля 2002 года в составе прожиточного минимума утвержден минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по Воронежской области. В состав "корзины" включены 34 позиции, начиная с хлеба, заканчивая конфетами. Средняя стоимость продовольственного набора рассчитывается исходя из объема потребления и цен на продукты.
Конечно, рынок неизбежно вносит свои коррективы, поднимая цены на одни товары и опуская на другие. Поэтому стоимость потребительской корзины, а значит, и прожиточный минимум не есть нечто закостенелое и устоявшееся. Кроме того, в составе прожиточного минимума минимальный набор услуг, непродовольственных товаров и налоговые отчисления.
- Коль скоро жизнь вносит свои коррективы, повышая или понижая цены, расскажите о том, как колебался в области прожиточный минимум в минувшем году?
- Прожиточный минимум на конец 2003 года к уровню соответствующего периода 2002 года по Воронежской области вырос на 6,9 процента. Вместе с тем ежемесячный среднедушевой денежный доход за год составил 3 тысячи 263,8 рубля и увеличился по сравнению с 2002 годом на 27,3 процента. За декабрь 2003 года он составил 4 тысячи 344,4 рубля и увеличился по сравнению с декабрем 2002 года на 32,8 процента.
Реальные денежные доходы (с учетом роста цен) в декабре 2003 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 17,9 процента. А по сравнению с ноябрем 2003 года на 25,2 процента. В течение 2003 года по сравнению с предыдущим годом они увеличились на 12,2 процента.
Любопытно, что в третьем квартале 2003 года стоимость потребительской корзины снизилась с 1879 рублей во втором квартале до 1794 рублей - в третьем. Свою роль в этом сыграло снижение цен на овощи. По некоторым позициям они упали до пятидесяти процентов.
- С чем это связано?
- Прежде всего с насыщением рынка этой продукцией. Имеющие приусадебные и дачные участки стали выращивать овощи не только для себя, но и на продажу. Никакого чуда в этом нет, просто людям создали для этого благоприятные условия, предоставив транспортные услуги. Кроме того, стало проще сбывать выращенное своими руками на рынках.
- Недавно в России прошла очередная волна подорожания хлеба, сия чаша не миновала и наш регион. Логично предположить, что в результате подорожала и потребительская корзина.
- Сам по себе рост цен на хлеб не может всерьез повлиять на общую стоимость минимального продуктового набора, поскольку его доля в корзине относительно невелика - около 24 процентов. Но рост уровня жизни действительно напрямую зависит от цен на продукты или услуги.
- Насколько уровень жизни в регионе сегодня изменился по сравнению с прежними годами? Сколько воронежцев находились и продолжают находиться за чертой бедности?
- Следует оговориться, что до 2002 года уровень жизни рассчитывался по старой методике, разработанной еще в 1992 году в соответствии с указом президента России Б.Н. Ельцина "О системе минимальных потребительских бюджетов".
Рассчитывалась продовольственная корзина, которая составляла 60 процентов от общей суммы прожиточного минимума, остальное составляли непродовольственные товары, налоговые отчисления и услуги.
Новая методика исчисляется исходя из общей стоимости 156 видов товаров, 7 видов услуг и обязательных налоговых отчислений. Сложив все вместе, мы и получаем прожиточный минимум. Соответственно, по новой методике стоимость прожиточного минимума существенно выше, а значит, и людей, оказавшихся за чертой бедности, будет значительно больше.
Если пересчитать уровень жизни 1999 года по новой методике, то за чертой бедности окажется не треть, а больше половины населения Воронежской области. Если же сегодняшний уровень жизни пересчитать по-прежнему, то "за бортом" окажется всего лишь 15 процентов населения.
- Получается, применив новую методику расчета, обладминистрация тем самым ухудшила отчетность?
- Не без этого. Губернатор сознательно пошел на этот шаг, подписав новую методику расчета, которая более объективно отражает уровень жизни населения. Если в первом квартале 2002 года прожиточный минимум составлял 1082 рубля, то при переходе на новую методику во втором квартале 2002 он подорожал почти на сорок процентов, составив 1430 рублей. Во втором квартале 2001 года за чертой бедности было 27 процентов населения, а с переходом на новую методику во втором квартале 2002 года этот показатель составил 34 процента. А сегодня за чертой остается 24,9 процента. Думаю, что эти цифры говорят сами за себя.
- Цифры, безусловно, красноречивы, но не стоит забывать о том, что оставшиеся 24,9 процента населения все еще находятся за чертой бедности и нуждаются в поддержке. Насколько эффективно осуществляется поддержка этой части населения?
- Конечно, 600 тысяч наших земляков имеют доходы ниже прожиточного минимума и областная администрация оказывает им помощь. Но в последнее время мы переходим к адресной системе поддержки. В этом наша позиция совпадает с позицией действующего Президента. Дело в том, что, дотируя всех и каждого, мы в большей степени помогаем богатым, а не бедным.
- Звучит почти парадоксально...
- Возьмем, к примеру, дотации на хлеб. Прежде мы давали деньги хлебозаводам, чтобы они выпускали продукцию по приемлемой цене. Но при этом по дешевке хлеб покупали все, в том числе и те, чьи доходы позволяют покупать его чуть дороже. Таким образом, значительная часть средств тратится впустую. Пусть хлеб имеет свою цену, а деньги лучше отдать каждому нуждающемуся. Такая поддержка будет намного эффективнее. В противном случае ситуация действительно, как вы выразились, "почти парадоксальная": колоссальные суммы тратятся на поддержку малоимущих, но при этом реальной помощи люди не ощущают.
- Получается, в скором будущем изменится сам принцип работы с населением?
- Перемены уже происходят. Чтобы до каждого дошла адресная помощь, создается система единого информационного пространства социальной поддержки. Образно говоря, мы должны знать не только общее количество льготников, но и каждого поименно, исследовать качество жизни каждого.
Не стоит забывать, что отнюдь не каждый нуждающийся обращается за помощью сам, поскольку многим не нравится положение просителя. Поэтому мы должны сами позаботиться о том, чтобы помощь дошла до каждого нуждающегося.
- Получается, соцработники станут ходить по квартирам и спрашивать у каждого, как он поживает и не требуется ли ему помощь?
- Вовсе нет. Сегодня помощь носит заявительный характер. Единожды обратившийся к нам за помощью потом не выпадет из нашего поля зрения, поскольку на него будет заведено личное дело. Таким образом, мы избавим нуждающегося в помощи человека от положения просителя.