Золушки нашего кино
Фестиваль в Гатчине уникален. Полное его название - десятый российский кинофестиваль "Литература и кино". Юбилейный! Его неслучайность проведения в Гатчине подтверждается тем, что город связан с жизнью и творчеством Пушкина и Куприна, Набокова и Северянина... В Гатчине зарождалось российское кино: в 1896 году здесь проходили съемки первой русской документальной ленты, посвященной восшествию на престол последнего императора России... Естественно, кинофестиваль, поставивший целью увязать два искусства - шелест страниц и шепот целлулоида, организовал в своих рамках ретроспективный показ картин "Мосфильма" к 80-летнему юбилею студии, 75-летию Ролана Быкова, 100-летию Аркадия Гайдара (на "Чука и Гека" производства 1953 года зрители ломились и стояли в проходах), 80-летию Сергея Параджанова и 100-летию основоположника советского научно-популярного кино Александра Згуриди.
Подсчитано, что в мире существует 74 экранизации "Гамлета", далее идут "Ромео и Джульетта", "Фауст","Анна Каренина"... Но пальму первенства держит "Золушка" - 94 экранизации! На юбилейном, десятом российском фестивале "Литература и кино" в Гатчине собрались "золушки" советского и постсоветского кино, неважно, что роль сказки Перро они так и не сыграли на экране, все они были и остаются нашими "золушками" - блистательные Клара Лучко и Наталья Аринбасарова, Валентина Теличкина и Людмила Хитяева, Наталья Егорова и Ольга Будина, Наталья Бондарчук и Анастасия Волочкова (на фестивале был представлен проект "Черный принц", в котором она снялась в роли Натальи Николаевны Пушкиной)... Разумеется, на фестивале присутствовали и "принцы" отечественного кино: Кирилл Лавров, Борис Щербаков, Сергей Чонишвили, Сергей Никоненко, Виктор Сухоруков, Александр Панкратов-Черный... Прибавим участников и гостей фестиваля: режиссеров Марлена Хуциева и Станислава Говорухина, композиторов Андрея Петрова и Евгения Догу - и получим общее впечатление, какой десант культуры высадился на старинную гатчинскую землю!
Мышам виднее
С киноэкранизацией всегда что-нибудь случалось. Ее существование в искусстве обставлено сотней невыполнимых условий. Не случайно негативное отношение многих литературных классиков к экранизации своих "нетленок" - Хемингуэй и Маркес вообще запретили экранизировать свои вещи, то же самое сделал с "Трехгрошовой оперой" Брехт. Снял свое имя из титров "Солдатами не рождаются" Симонов.
Что такое экранизация? Взаимодействие двух разных искусств, двух несовместимых субстанций, двух суверенных языков не поддается объяснению. И каждый раз, когда кинорежиссер побеждает, зритель имеет дело с исключением, подтверждающим правило. Что считать исключением? На этот вопрос может ответить только зритель. А он всегда прав и голосует не только ногами, но и глазами, полными слез. Впрочем, неоспоримо и утверждение, что литературный источник всегда глубже и интереснее его киношного аналога.
На фестивале даже ходила байка: "Сидят две мыши у фильмохранилища, грызут кинопленку. Одна говорит другой: "А книга была вкусней!.."
Американский вестерн
в русском лесу
Главным событием кинофестиваля в Гатчине стал конкурсный показ (причем все сеансы были по традиции фестиваля бесплатными). На суд зрителей были вынесены экранизации разных школ, поколений, традиций: "А поутру они проснулись" (режиссер Сергей Никоненко - по произведениям Василия Шукшина),"Благословите женщину" (режиссер Станислав Говорухин - по повести И. Грековой "Хозяйка гостиницы"), историческая лента Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел" (по мотивам пьесы Дмитрия Мережковского), "Мамай" украинского режиссера Олеся Санина (по мотивам украинского и крымско-татарского фольклора XV-XVI веков)...
Гран-при фестиваля "Гранатовый браслет" присужден фильму Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел", поставленному по пьесе Дмитрия Мережковского "Павел I". Работа потрясает дуэтом-пикировкой двух талантливых актеров - Виктора Сухорукова и Олега Янковского. Приз зрительского жюри (его возглавляла писатель Наталья Толстая) получила картина "Мой дом" - неигровое кино по "чеховскому сценарию". Между прочим, жюри, состоявшее из уважаемых деятелей культуры (Сергей Есин, Клара Лучко, Юрий Клепиков, Лев Аннинский), порезвилось всласть: фильму "Егерь" (екатеринбургский режиссер Александр Цацуев - по роману Всеволода Романова) был присужден приз "За образцовое следование законам американского вестерна в русском лесу"!..
Каждый фестиваль - всегда возможность встретиться с кумирами, властителями дум и душ. Поэтому автор этих заметок не упустил возможности поговорить с прибывшим в Гатчину Даниилом ГРАНИНЫМ:
- Даниил Александрович, вы пишете сейчас для себя воспоминания?
- Для себя - пишу. Но это, к сожалению, самый трудный жанр, потому что в нем вранье неизбежно. Всегда хочется себя выгородить, оправдать, найти какие-то мотивы. Есть люди, которых любил, есть родные... Масса ловушек. Обычно наши воспоминания связаны либо с анекдотами, либо с забавными историями о ком-то, либо связаны с трагическими событиями, о которых человек не может не рассказать. А громадная повседневная жизнь проходит мимо внимания.
Украли шляпу!
Незадолго до кинофестиваля в Музее станционного смотрителя в деревне Вырица, неподалеку от Гатчины, случилось происшествие. Музей этот уникальный - первый в России музей литературного героя, он находится в бывшем здании Вырской почтовой станции. Здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Путешествие по почтовым трактам с долгим "сидением" на станциях становилось настоящим событием и отразилось в произведениях Вяземского, Радищева, Карамзина и, разумеется, Пушкина. Александр Сергеевич много путешествовал, он проехал по дорогам России 34 тысячи верст, посетил сотни почтовых станций. Не менее 13 раз бывал он на Вырской почтовой станции - и фамилия главного героя повести "Станционный смотритель" Самсона Вырина образована от названия станции. Народное предание связало события повести именно с этим местом, а архивные исследования показали: на Вырской станции в течение многих лет служил смотритель, у которого была дочь.
Музей создавали "снизу" - по инициативе местных жителей, которые собрали предметы и утварь для "Дома станционного смотрителя". Здесь повторена обстановка почтовых станций пушкинского времени: в красном углу - стол станционного смотрителя с бронзовым подсвечником, чернильница с гусиным пером, копия подорожной Пушкина от 5 мая 1820 года: "Коллежский асессор Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову..."
Радушные хозяева разрешают посидеть за столом Самсона Вырина и выписать подорожную - например, в искусство! Так вот, незадолго до кинофестиваля двое пьяных экскурсантов воспользовались тем, что смотрительница вышла из дома на крыльцо, стащили шляпу станционного смотрителя, стали в ней фотографироваться, а потом за ненадобностью выбросили ее в снег... Гатчинские стражи порядка задержали нарушителей, и шляпа была водворена на место. И вновь посетители могут фотографироваться в ней за столом Самсона Вырина, покручивая гусиным перышком в историческом воздухе. Что с удовольствием проделал и корреспондент "СОЮЗа".