На десятом российском кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине белорусский фильм молодого режиссера Людмилы Дубровской удостоен двух призов.
Приз газеты "СОЮЗ. Беларусь - Россия" - три фундаментальных издания Эдварда Радзинского (издательство "Вагриус") - был вручен режиссеру фильма. Приза жюри кинофестиваля "За лучший женский дебют" удостоена актриса Светлана КОЖЕМЯКИНА, сыгравшая в фильме главную роль. Наша беседа - с режиссером фильма Людмилой ДУБРОВСКОЙ.
- Кто вы, Людмила Дубровская?
- Я живу в Минске, у меня растут две дочки. Муж работает в строительной организации. По первому образованию я - инженер микроэлектроники, профессия, совсем далекая от кино. Сейчас учусь на пятом курсе Белорусской государственной академии искусств в мастерской Михаила Пташука. К сожалению, наш мастер трагически погиб два года назад в Москве, когда представлял свой фильм "В августе сорок четвертого" на вручении "Ники". Сейчас мы заканчиваем обучение без нашего мастера, но с теми знаниями, которые он нам дал.
- А что потом - свободное плавание?
- По большому счету, конечно, свободное плавание. В нашем кино сейчас сложная ситуация. Режиссеров практически остались единицы. Одни уехали в Москву или в иные края, других, увы, уж нет.
- Есть ли симптомы того, что ситуация улучшится?
- Есть симптомы со знаком и плюс и минус. Есть и вера в то, что, если будут достойные проекты и достойные сценарии, эти проекты поддержат финансово, и тогда можно будет снимать белорусское кино.
- Кто ваш бог в кино?
- Бог один. Мой идеал в кино - Михаил Николаевич Пташук, замечательный режиссер и замечательный педагог. Он дал мне все. Хотя я училась и в Москве на высших режиссерских курсах и немало там получила. Российская столица мне многое дала с точки зрения общего киношного образования. Но если говорить о профессии, о режиссуре, то главное мне дал Михаил Николаевич.
- Обычно актрисы поголовно хотят сыграть Джульетту или Анну Каренину. Что бы вы сняли, если бы какой-нибудь олигарх дал вам кучу денег: "Снимайте, Людмила, что хотите!"
- Я бы нашла хорошего сценариста. Еще надо было бы перекопать всю литературу. Я, например, для себя сейчас открыла русского писателя Евгения Дубровина. Он писал детские рассказы и повести и незаслуженно забыт. Найти его книжку в библиотеке очень сложно. Собираюсь снимать диплом по его рассказу. Есть с чем работать и из чего сделать сценарий. Нас мастер учил: можно сделать плохой фильм из хорошего сценария, но никогда не сделать хороший фильм из плохого сценария. Сценарная основа - самое главное! А хороший сценарий требует хорошей литературы... У меня есть одна идея - сделать современное подростковое кино для подростков и с подростками в главных ролях. Приключенческо-драматический фильм! Еще хотела бы снять исторические картины - на материале белорусской истории.
- "Анастасия Слуцкая" не дает покоя?
- "Слуцкая" - это "Слуцкая". Мне интересно узнать, откуда пошел наш род, обратиться к временам крещения, первым годам христианства. У нас есть хорошие белорусские драматурги, которые могли бы написать сценарий. Это в первую очередь Алексей Дударев, по пьесе которого я хотела сначала снимать дипломную работу, но финансовые проблемы помешали потянуть историческую картину. У Дударева есть замечательная история наших белорусских Ромео и Джульетты - "Черная панна Несвижа". Действие происходит в XVI столетии...
- А как вы относитесь к молодым?
- Меня радует сегодняшняя молодежь. Лет пять назад я немного побаивалась тринадцатилетних и пятнадцатилетних. Они мне казались непонятными, неуправляемыми. Сейчас смотрю на них с надеждой. Они такие чистые, открытые...
- Кто у вас работал над фильмом "Любовь?.."?
- Я потянула за собой в кино маму, сестру. Кто будет бесплатно работать, как ни наши родные? Они занимались костюмами, реквизитом. Как могли, выходили из положения.
- Дочки смотрят мамино кино?
- Смотрели по нескольку раз. Хохочут, когда видят себя в кадре.
- Мужа не задействовали в кино?
- В качестве физической силы...
- Какова прокатная судьба вашего фильма в Беларуси?
- В Беларуси наш фильм показывали в рамках представления творческой мастерской Михаила Пташука. На Национальном фестивале в Бресте. Мы привозили туда свою студенческую программу, и как ни странно, она имела больший успех, чем фильмы профессиональных режиссеров и студий. Даже сделали дополнительные сеансы - по просьбе зрителей...