То ли неигровое кино нынче в большой моде, то ли количество безработных в киноиндустрии растет в геометрической прогрессии? Нам до этого не было бы никакого дела, но с некоторых пор белорусские кинодокументалисты получили дополнительное право считать своих российских коллег партнерами. В последнее время все больше белорусских кинопроектов реализуются за деньги соседей. Вот и недавно российское Министерство культуры вместе с сотнями заявок от отечественных кинематографистов рассматривало пять предложений "Беларусьфильма". Четыре из них получили одобрение.
На нынешний день самым дорогим и едва ли не первым из осуществленных совместных проектов можно считать фильм Анатолия Алая "Солдаты Италии". Благодаря помощи российского Фонда поддержки отечественной кинематографии были не только закончены съемки отложенной ленты, но и поставлена точка в мучительных поисках Ады Наркевич. Организовать поездку в Италию целой съемочной группы вместе с главной героиней этой истории "Беларусьфильму" было не под силу ни тогда, ни сейчас. Но россиян сюжет фильма всерьез заинтриговал. Странная любовь 16-летней девушки из осажденного Минска и пленного итальянца родом из романтичной Вероны воплотилась лишь во взглядах и письмах, которыми они тайно обменивались, работая в соседних зданиях. А потом она всю жизнь пыталась найти своего Анджело, обращаясь во всевозможные военные архивы и при этом даже не зная, жив ли он. Для красивого финала режиссер собирался организовать встречу Ады Адамовны с Софи Лорен, сыгравшей у Витторио де Сика итальянку, чей возлюбленный попал в советский плен и остался жить в чужой стране. Но неожиданно нашлась семья Анджело Кавацца, не дожившего до встречи со своей белорусской любовью совсем немного...
Также с российской помощью Алай смог доснять свой первый фильм о Николае Гастелло, по сей день остающимся одной из самых загадочных фигур Великой Отечественной.
Отец самого режиссера пропал без вести в годы войны, оттого столько фильмов у него фактически на одну тему. Алаю удалось вернуть доброе имя многим героям, но отца он так и не разыскал. Хотя свои поиски наверняка никогда не оставит... Правда, в ближайшее время режиссер будет работать над фильмами под рабочими названиями "Псевдоним "Альта" и "Ее знали только в лицо". Это ленты о советских разведчиках и девочке на руках у Сталина (известная фотография, в свое время растиражированная в газетах и на открытках; большинство родственников Гели Маркизовой сейчас живет в Беларуси) россияне готовы профинансировать.