Вольский о новом Правительстве

В нее вошли лучшие в стране специалисты по управлению. Три месяца они изучали ситуацию, выстраивали систему административной реформы. И уже на основе этой концепции разработали предложения по новой структуре министерств и ведомств, которые 15 марта 2003 года были переданы Президенту страны.

- И сегодня мы видим, что основные наши разработки воплощаются в жизнь, - начал разговор с корреспондентом "РГ" президент РСПП Аркадий Вольский.

- Например, мы предлагали вдвое сократить количество надзорных, разрешительных и прочих функций, которые лежали на министерствах и ведомствах. Их тогда оказалось около пяти тысяч. Такого нет ни в одной стране. И, конечно, трехуровневая структура Правительства, о которой мы говорили год назад, ставит все на свои места. Верхнюю часть занимают министерства, затем федеральные службы и федеральные агентства.

- Но помимо этого произошло и объединение некоторых министерств.

- Мне сложно оценить, например, может ли ректор консерватории руководить российской прессой или насколько по силам одному человеку заниматься и здравоохранением, и социальными проблемами. Но все, что касается экономики и промышленности, - здесь процесс идет нормально. Однако надо понимать, что все это - только начало. Думаю, административная реформа будет продолжаться. Ведь одно дело произвести перемены в Москве и совсем другое - продолжить их в регионах. Проблем сейчас возникает миллион. Например, упразднено Министерство имущественных отношений, а на местах остались и фонды, и региональные управления Госимущества. Так что, думаю, вопросов при выстраивании вертикали власти будет немало.

- Бизнес устраивает новый кадровый состав Правительства?

- Люди в основном достойные. Их прошлое, настоящее, очевидно, и будущее заслуживают доброго отношения.

Единственное, я, например, очень сожалею, что на новых должностях не будет в полной мере использован потенциал очень квалифицированных специалистов, таких как бывший вице-премьер Борис Алешин.

- Что, на ваш взгляд, должно стать приоритетом для нового Правительства?

- Социальные вопросы, преодоление бедности. Для этого надо, во-первых, увеличивать национальный доход. Во-вторых, привлекать к решению социальных проблем бизнес.

- А он готов к этому?

- По крайней мере РСПП этим давно и активно занимается. Во-первых, мы работаем над конкретными краткосрочными, чисто филантропическими проектами, которые, например, могут улучшить положение детей-инвалидов. Кроме этого, члены союза предлагают ряд модельных проектов, которые реализуются на региональном уровне. И, наконец, мы работаем над стратегическими проектами, имеющими в том числе экономическую выгоду для бизнеса. Это развитие профессионального образования, реформа обязательного социального страхования, изменение налогообложения благотворительности.

- Проекты - дело хорошее, но под них еще надо "выбить" деньги. Наверное, это будет непросто?

- Отчасти вы правы. Ведь у нас, как ни крути, бизнес не всегда любит делиться заработанным. А суммы достаточно большие. С другой стороны, на предприятиях, которые принадлежат крупным магнатам, заработок в два раза выше. Безусловно, это тоже проявление их социальной ответственности. Но пора уже руководствоваться не только интересами собственного бизнеса.

- Признаться, от вас это слышать как-то странно.

- Решение социальных проблем в масштабе страны в первую очередь выгодно бизнесу. Вы знаете, какое сегодня отношение в обществе к олигархам. И только конкретные дела могут изменить его. 15 тысяч российских фирм зарегистрированы на Кипре. Почему? Там налоги маленькие. Правда, деньги из офшоров возвращаются в Россию, но в виде иностранных инвестиций. Кипр по их объему занимает второе место. Первое - Германия, третье - США.

- Но это, наверное, зависит не только от предпринимателей?

- Конечно, должны сформироваться условия. А это уже - задача Правительства. Например, борьба с коррупцией. Я, кстати, верю в Михаила Фрадкова, который год был главой Налоговой полиции. Он понимает, что это такое. Ведь дело доходит до абсурда. На каждую резолюцию большого начальника есть своя такса. "Прошу рассмотреть" - одна цена. "Прошу рассмотреть и доложить" - другая. "Прошу рассмотреть, доложить и оказать помощь" - вообще дорогое удовольствие. Так жить больше нельзя.

- Какие проблемы сегодня наиболее актуальны и болезненны для бизнеса?

- Их много, и они взаимосвязаны. К сожалению, нет чудесных и мгновенных решений - все проблемы требуют разработки всесторонне продуманной экономической политики. На первое место, пожалуй, следует поставить налоговую политику. Предприниматели, особенно в малом бизнесе, не могут платить такие большие налоги, они их просто выталкивают в теневую экономику.

Серьезно препятствует развитию предпринимательства чрезмерное государственное администрирование, что, кстати, и порождает коррупцию. Наша экономическая система по сравнению с 1991 годом изменилась очень мало. Да, были отпущены цены и проведена приватизация на основе несовершенного, дырявого Закона о приватизации, принятого в тот период. Но дело не только и даже не столько в недобросовестных имущественных сделках, а в сохраняющемся монопольном характере российской экономики и зачастую неоправданном государственном вмешательстве. Отчего и страдает отечественный предприниматель, находящийся в полной неопределенности и целиком зависящий от чиновников, - начиная с местного самоуправления и заканчивая федеральной властью.

На третье место я бы поставил отсутствие всеобъемлющих атрибутов гражданского общества и рыночной инфраструктуры. Здесь у нас много проблем, и вина в значительной степени лежит на законодателях. Госдума приняла некоторые базовые законы - Гражданский кодекс, общую часть Налогового кодекса и так далее. Но законов, защищающих права частной собственности, создающих инфраструктуру рынка ценных бумаг, обеспечивающих реальную реструктуризацию банковской системы и многих других, явно недостает.

- Как, на ваш взгляд, должны складываться взаимоотношения крупного бизнеса и власти? Сегодня его нередко обвиняют в том, что он слишком активно вмешивается в политику.

- А что, собственно, по большому счету влияет на политику? Крупный капитал и влияет. Возьмем внешний глобальный аспект этой проблемы - например, влияние того или иного государства на мировую политику. Оно прямо пропорционально его экономическому потенциалу. Примерно то же самое - и во внутренней политике. Это естественный процесс.

Вопрос в том, может ли большой капитал встать у руля государства? Ответ - может. Взгляните, к примеру, на новейшую историю различных государств. Конечно, это не современная Россия, где мы только что прошли, вернее, пробежали галопом первую стадию капитализма - первоначальное накопление капитала. Но в США, Италии и других странах приход крупного капитала к власти - процесс состоявшийся, исторически оправданный, связанный с общим высоким уровнем развития государства, демократии, где существует некий баланс интересов бизнеса и власти.

Россия на такой уровень еще не вышла. Хотя желание бизнеса влиять на политику остается, но, увы, оно не всегда принимает формы, которые бы соответствовали этому уровню. Здесь есть, над чем всем нам поработать.

- Кстати, как продвигается объединение РСПП с общественными организациями малого и среднего бизнеса - "ОПОРой России" и "Деловой Россией".

- Сначала по сути объединительного лозунга, который в последнее время широко и по-разному освещался в средствах массовой информации. Мне представляется, что он преувеличен. Я не имею права говорить за "ОПОРу" и "Деловую Россию", что же касается РСПП, то могу определенно заявить: "Наш союз и лично я всегда были и остаемся активными сторонниками координации действий в среде промышленников и предпринимателей". Думаю, это не требует каких-либо доказательств, ибо лучшим подтверждением является сам факт создания РСПП. Сегодня не многим известно, какое сопротивление пришлось преодолеть и при создании союза, и при его развитии как консолидирующей силы промышленников и предпринимателей России.

История нашего союза изобилует многочисленными попытками, наоборот, расколоть всех промышленников и предпринимателей, подмять их и взять под контроль созданием в пику РСПП всякого рода конфедераций, ассоциаций, фондов. Где они теперь? Сошли с дистанции, просуществовав буквально мгновения. А РСПП продолжает жить.

За последние 3-4 года членами союза стали многие ведущие крупные предприятия и компании, руководители которых избраны в бюро правления. В результате в обществе сформировалось мнение, что это и есть "современный" РСПП. Конечно же, это далеко от истины. На самом деле в союзе представлены все ветви бизнеса. И, думаю, хорошо, что сегодня мы все вместе, а не по разные стороны баррикад - малый, средний и крупный бизнес. Если мы оторвемся друг от друга структурно, идеологически, либо культурой бизнеса, то, несомненно, все проиграют. Но мы такого хода событий не должны допустить, как бы кто об этом ни мечтал. Ведь малый бизнес является одним из важнейших факторов формирования рыночной среды, обеспечения занятости и самофинансирования населения. Не случайно его доля в структуре ВВП США составляет оценочно 80 процентов, а крупного - 20. В России наоборот. Думаю, нет необходимости пояснять, что такое соотношение зеркально отражается и на представительстве соответствующих предпринимательских объединений на общественном горизонте. Поэтому нужно оставить за скобками ложные амбиции и поставить на первый план выработку мер, которые обеспечивали бы по-настоящему деловое взаимодействие всех ветвей бизнеса.

- Какую позицию займет РСПП на выборах Президента? Официально от вас не было никакого заявления.

- В сущности РСПП продемонстрировал свою готовность поддержать Владимира Путина еще до того, как он вступил в предвыборную борьбу. Я имею в виду XIII съезд союза, в котором принимал участие Президент России. Хотя формально мы и не принимали официальных решений, ведь РСПП - не политическая партия. Союз живет и развивается совсем по другим законам. Однако вся атмосфера съезда, высказанные на нем предложения Президента страны, его справедливая критика, в том числе и в наш адрес, конструктивный обмен мнениями свидетельствуют о том, что большинство членов РСПП однозначно проголосуют за Путина.

Можно много говорить о существующих проблемах развития предпринимательства. Однако, в общем, следует констатировать, что на самом деле Президенту страны есть, что предъявить позитивного обществу. За четыре года сделано очень много. И сейчас, по существу, мы стоим на пороге коренных изменений в управлении народным хозяйством. Хотелось бы, чтобы и далее при этом учитывалось мнение деловых кругов России.