То же самое повторил в разговоре с корреспондентом "РГ" и главный архитектор мастерской N 14 института "Моспроект-2" Сергей Павлов, под руководством которого разработан проект реконструкции уникального здания. Состоянием Манежа столичные власти были озабочены давно, но начать поиск инвесторов для его обновления мешали, по выражению пресс-секретаря столичного градоначальника Сергея Цоя, "затянувшиеся бодания с историками и архитектурной общественностью", выступавшими за неприкосновенность памятника архитектуры федерального значения. "В декабре прошлого года конкурс инвесторов наконец состоялся, - рассказал корреспонденту "РГ" зам. мэра столицы по внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе. - Проводил его Московский международный тендерный комитет, а выиграла австрийская компания MSI, взявшаяся вложить в реконструкцию около 30 миллионов долларов".
"Вчера я встречался с представителем инвестора, - продолжал Иосиф Орджоникидзе. - Руководство компании, конечно же, потрясено случившимся. Останется ли ее решение реконструировать Манеж неизменным - никто пока сказать не может. Это будет зависеть от того, в какую сумму эксперты оценят теперь предстоящие работы. Ведь одно дело - "лечить" и достраивать имеющееся здание, другое дело - получить от него лишь каркас".
Окончательное решение, подчеркнул зам. мэра, будет принято в ближайшую пятницу на заседании общественного градостроительного Совета при мэре столицы, на которое будет вынесен проект восстановления Манежа.
Авторы проекта реконструкции ставили перед собой сложнейшую задачу - вернуть уникальной крыше Манежа почти что первоначальный облик. Собственно, именно она и была главной ценностью выставочного комплекса. Созданная по проекту инженеров А. Карбонье и А. Бетанкура, крыша состояла из огромных деревянных перекрытий размером около 45 метров каждый, установленных без единой промежуточной опоры. Внутренние "колонны", известные посетителям выставочного зала, появились уже в советское время, чтобы поддержать постаревшие деревянные фермы.
Авторы проекта реконструкции предлагали убрать "чужие" колонны, укрепив износившиеся перекрытия современными строительными материалами. А все украшения - лепнину, решетки и так далее, которыми славился Манеж, предполагалось оставить нетронутыми.
Увы! Огонь внес свои коррективы в планы архитекторов. Деревянные шедевры сгорели дотла. Какой будет новая крыша - это, конечно, пока вопрос. Ну а с бетонными стенами самого комплекса ничего не случилось. Так что шанс оставить внешний облик Манежа таким, каким он и был и как это планировалось, в самом деле, видимо, есть. Ничто не помешает скорее всего воплотить в жизнь и часть проекта реконструкции, в соответствии с которой предполагалось более чем в два раза увеличить площадь выставочного комплекса - с 9500 до 20 000 квадратных метров за счет прироста вниз, под землю. При этом на первом подземном этаже разместить сопутствующие службы - административные, инженерно-технические, всевозможные мастерские и вспомогательные помещения. Там же найти место и для конференц-залов и помещений для камерных экспозиций. А на втором подземном этаже обустроить автостоянку. Отсутствие паркинга возле такого посещаемого заведения в наши дни было главной проблемой такого оживленного места в столице.
"Город должен быть комфортабельным и безопасным для жизни", - сказал вчера на рабочем совещании, посвященном пожару в Манеже, Юрий Лужков. Искренне сожалея о случившемся, он заметил, что скорее всего беды можно было избежать, если бы город имел возможность без помех заняться реконструкцией выставочного зала еще несколько лет назад.
Справка "РГ"
Центральный выставочный зал "Манеж", выдающийся памятник русской архитектуры, сооружен в 1817 году в ознаменование пятой годовщины победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Отделка здания по рисункам Осипа Бове была завершена в 1825 году. Первоначально он предназначался для проведения смотров, учений, парадов. В нем мог свободно маневрировать пехотный полк в составе двух тысяч солдат. С 1831 года Манеж использовался для проведения выставок, в том числе знаменитой Политехнической выставки 1872 года. Под его сводами дирижировали оркестрами Гектор Берлиоз и Иоганн Штраус.
В 1957 году Манеж был переоборудован под Центральный выставочный зал общей площадью 6000 квадратных метров, ставший престижнейшей выставочной площадкой страны.