Хождение бизнеса во власть

В принципе сие не ново: вспомним хотя бы вице-премьера г-на Потанина или премьера г-на Кириенко. Но - системы не было. Во власть попадали или по чиновничьей карьерной лестнице, или из кресел мэров ("крепких хозяйственников"), а вот непосредственно "из офиса" - редко. А какой, собственно, ждать системы, если сам бизнес еще не пришел в систему даже сейчас, а лет пять назад и подавно? Сегодня мы наблюдаем нечто принципиально иное. В новые структуры исполнительной власти попали люди, имеющие опыт крупного предпринимательства и облик "государственников". Пока их мало: если без натяжек, среди новых назначенцев насчитывается всего четыре фамилии. Но для российской традиции, взращенной на отторжении западной практики "слияния денег и власти", это, конечно, прорыв.

Трубы

Самой броской фамилией безусловно является креатура Сергея Оганесяна, который возглавил Федеральное агентство по энергетике в составе Министерства промышленности и энергетики. В кресло, которое в старой структуре Правительства соответствовало бы министерскому, Оганесян пересел с поста вице-президента компании "Роснефть" (а до этого он трудился в "Сахалиннефтегазе"). Его непосредственным шефом стал теперь Виктор Христенко.

В "Роснефти" г-н Оганесян курировал проекты по соглашениям о разделе продукции, которые в Правительстве, в свою очередь, вел Христенко. В "Роснефти" Оганесян показал себя сторонником усиления участия российских "капиталистов" в международных проектах.

Рельсы

Министр транспорта и связи Игорь Левитин, получив "профильное" образование (Военная академия тыла и транспорта), с 1994 года ушел в предпринимательство с головой. "Северстальтранс", в котором он трудился заместителем генерального директора, - один из российских лидеров в сфере организации и сопровождения перевозок грузов, завязанный к тому же с портовым хозяйством и занятый транспортным машиностроением.

Но дело даже не в величине. Левитину мало было чистого менеджерства. Его фамилия хорошо знакома тем, кто следил за острыми "транспортными" дискуссиями последних лет, например вокруг реформы МПС. Афоризмом стала его фраза "подпишешь - поедешь, не подпишешь - не поедешь", которой выражалась перегруженность эмпээсовской машины рудиментами командных методов руководства. Левитин поддерживал идеи бывшего министра МПС г-на Фадеева, когда они касались упрощения формальностей. "Сегодня нам приходится согласовывать график движения поезда с управлением перевозок, отдельный департамент МПС занимается вагонами, отдельный - локомотивами, ЦФТО занимается тарифами и условиями перевозок. Все это утомительно", -говорил Левитин по поводу очередной управленческой инициативы.

Провода

В ведении Германа Грефа теперь будет находиться Федеральная служба по тарифам, которую возглавит Сергей Новиков, в далеком прошлом финансовый управляющий "ЮКОСа". Правда, считать Новикова чистым пришельцем из бизнеса нельзя: непосредственно в новое кресло он пришел с должности заместителя полпреда Президента в Приволжском федеральном округе. Да и "ЮКОС", к которому поневоле цепляется взгляд, не есть самая существенная запись в его трудовой книжке. Он работал вице-президентом компании "Востсибнефтегаз", а также сначала советником, а потом заместителем министра топлива и энергетики и председательствовал в Госкомитете по резервам.

По словам Грефа, службе Новикова придется решать две новые для российского чиновника задачи: принимать решения, думая и о деловой, и о социальной стороне дела, а также своевременно информировать общественность о своих шагах, чтобы она, общественность, к ним подготовилась. Никакой внезапности, в том числе в выборе руководителя службы. Занимаясь в Приволжском округе проблемами финансового оздоровления, то есть банкротства, и антимонопольной политики, Новиков насмотрелся слез, а будучи финансистом, закалил для непопулярных решений "холодное сердце".

Аппарат

Нельзя обойти вниманием и Алексея Головкова, который назначен заместителем руководителя аппарата Правительства. По образованию инженер-математик, г-н Головков почти четыре года занимал пост гендиректора компании "Росгосстрах", а с июня 2002 года стал исполнительным директором финансовой корпорации "Автобанк-НИКойл-Страхование". Есть и аппаратный опыт: в 1991-1993 годах г-н Головков уже руководил аппаратом Правительства РСФСР. Доктор экономических наук, искушенный в очень большом бизнесе, да еще и с опытом аппаратной работы - то, что доктор прописал.

Эти, а также, возможно, и будущие назначения иллюстрируют одну простую мысль: исполнительная власть системно заинтересовалась кадровым потенциалом бизнеса. А бизнес? Он как?

Важно также качество бизнеса: если в Госдуме и особенно в Совете Федерации, куда берут по протекции или местного парламента, или губернатора, преобладают креатуры из чисто региональных деловых структур, то для федерального Правительства такой масштаб, конечно, мелковат. Круг же солидных бизнесменов узок в принципе, а таких, чтобы на государство смотрели не только как на дойную корову, и подавно.

Так или иначе, если предприниматели приглашены в структуры исполнительной власти, значит, они ей понадобились. Похоже, через 10 лет реформ стало, наконец, очевидно, что руководить рыночной экономикой могут люди, искушенные в этой самой рыночной экономике.

Конечно, не все пойдет гладко. Непривыкшее к экс-бизнесменам экспертное сообщество уже начало злобно выискивать эпизоды лоббирования новыми назначенцами интересов своих прежних структур. А что вы хотели? Гораздо проще быть бизнесменом с государственническими наклонностями, чем чиновником, еще вчера воевавшим с государством за очередной контракт. Соблазн слишком велик.

Но главное в другом. Государство и бизнес выработали было привычный формат: совет мудрецов (РСПП) время от времени контактирует с властью, озвучивая свои боли и обиды. Формат исчерпал себя. Бизнесу открыта дорога на другую сторону барьера. Тех, кто сможет подавить в себе инстинкты элементарного лоббизма и выйти из позиции вечно обиженного бизнесмена, ждет, похоже, большое будущее.