Две новые структуры на месте бывшего Минобразования

Федеральному агентству по образованию, как сказано в Указе Президента РФ от 9 марта, переданы "правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере образования упраздняемого Министерства образования РФ". Директором агентства стал бывший первый заместитель министра образования Григорий Балыхин.

Функции же контроля и надзора в образовании переданы другой структуре - Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Его возглавит еще один бывший первый заместитель министра образования Виктор Болотов.

Кстати, существование независимого органа контроля за образованием предусмотрено и Законом РФ "Об образовании". Есть аналоги этому органу и в других странах. К примеру, во Франции подобный независимый комитет находится в прямом подчинении у Президента.

Реформа всегда персонифицируется с новыми топ-менеджерами. Но в случае с ликвидированным Министерством образования, как и со многими иными ведомствами, этого не произошло. Чиновники просто пересели в новые кресла или даже не стали менять своих кабинетов. Правда, у этого есть и определенные плюсы: широкомасштабные реформы, начатые в образовании, должны довести те люди, которые их затеяли. Например, эксперимент с единым госэкзаменом курировал до последнего времени именно Виктор Болотов. В этом году к ЕГЭ подключились уже 64 региона, которые замкнулись на министерстве. Все они звонят в Москву, что-то уточняют по ходу эксперимента. Если куратора поменяют, это усложнит им работу.

Мнение

Лев Якобсон, один из авторов концепции административной реформы, проректор Высшей школы экономики:

- Административная реформа ставит целью не сокращение штатов министерств, а разумную реструктуризацию и четкое определение задач. Когда одно и то же ведомство и швец, и жнец, и на дуде игрец - это неправильно. Оно и политику вырабатывает, и деньги распределяет, и качество контролирует. Это напоминает отношение феодала и его вассалов и создает почву для коррупции.

Аппарат был, конечно, раздут. Но главная беда в том, что он был неэффективен. Сейчас нами проводится технократическая реформа, нацеленная на повышение эффективности госаппарата.

Досье "РГ"

Григорий Балыхин родился 19 ноября 1946 года в селе Затишное Щорского района Днепропетровской области. Закончил Университет дружбы народов им. Лумумбы, где учился в одно время с бывшим министром образования Владимиром Филипповым. И по карьерной лестнице они поднимались вместе. Когда Владимир Филиппов возглавил РУДН, Балыхин стал проректором этого вуза, затем - первым проректором. По сути, одновременно пришли и в Минобразования: один - министром, другой - заместителем министра, а потом и первым замом.

Координировал работу в области экономики образования, финансирования, бухгалтерского учета и финансового контроля, материально-технического обеспечения и социального развития, государственного инспектирования и охраны труда, управления распоряжением федеральной собственностью подведомственных учреждений, предприятий и организаций.

Виктор Болотов родился 5 июня 1952 года в Улан-Удэ. В 1975 году окончил математический факультет Красноярского госуниверситета. Четыре года был деканом психолого-педагогического факультета КГУ, а с 1990 года работал в Министерстве образования РФ. В последние годы как первый заместитель министра координировал работу в области системы образовательных учреждений дошкольного и общего образования, разработки содержания педагогического образования и организации работы учреждений повышения квалификации работников педагогического образования, организации проведения единого государственного экзамена, учебного книгоиздания.