Новые экзамены для аспирантов

Вместо экзамена по философии с 1 июля 2005 года они будут сдавать "историю и философию науки". Новая дисциплина предполагает знание истории конкретной науки и философии ее развития. Если человек специализируется, предположим, на математике, то для него это будет история физико-математических наук. Раньше эти знания частично давались в рамках самой специальности, а теперь вынесены в отдельный предмет.

Кроме того, соискатели должны будут сдать еще два экзамена: иностранный язык и специальную дисциплину в соответствии с темой своей диссертации. В названии этих предметов ничего нового нет, но сами программы очень существенно откорректированы.

Как пояснил "РГ" начальник отдела гуманитарных и общественных наук Высшей аттестационной комиссии РФ Николай Загузов, программы по истории и философии науки уже готовы, но по ним начнут принимать экзамены только со следующего года.

В этом году вводятся новые программы по спецдисциплинам и иностранному языку. Программы, по которым принимали экзамены до сих пор, были составлены еще в 1989 году. Сегодня они устарели. Конечно, программа по иностранному языку претерпела не столь существенные изменения. Но, тем не менее, и в ней учтены новые методические подходы к изучению языков.

Новые программы экзаменов кандидатского минимума вводятся по всем специальностям номенклатуры специальностей научных работников. С 1989 года в науке произошла масса открытий, переосмыслены истины, которые раньше казались незыблемыми.

Программы разработаны в ВАКе при участии экспертных советов. Эта работа заняла чуть более года, и вот теперь они приказом министра получили право на жизнь. Это один из последних приказов, подписанных бывшим министром образования Владимиром Филипповым еще в этом его ранге.

На недавнем заседании Высшей аттестационной комиссии, где подводились итоги работы за 2003 год и обсуждались вопросы совершенствования государственной системы аттестации научных и научно-педагогических работников, говорилось о необходимости ужесточения контроля за подготовкой научных кадров. Напомним, что за десять лет число аспирантов выросло вдвое, а качество их научной работы снизилось. На заседании Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что в 2002 году было подготовлено в два раза больше аспирантов по сравнению с 1992 годом. Но не надо обольщаться: качество их научной деятельности оставляет желать много лучшего.

Опубликованный приказ - серьезный шаг к созданию стандарта для аспирантуры. По мнению экспертов, он будет способствовать повышению уровня знаний аспирантов. Однако данная мера далеко не решит всех проблем подготовки научных кадров.

Низкая эффективность работы аспирантуры (отношение количества ежегодно оканчивающих аспирантуру с диссертацией к общему количеству аспирантов - 22,5 процента), отсутствие контроля за работой аспирантов, низкая оплата труда аспирантов и их научных руководителей - эти и многие другие вопросы еще предстоит решать. Может быть, гораздо важнее усилить контроль "на входе" в аспирантуру, чем на "выходе" из нее.