У страны осталось лишь одно выставочное здание подобного же масштаба - Центральный дом художника на Крымском Валу. Собственно, этот гигантский арт-муравейник площадью 10 тысяч кв. метров принадлежит двум организациям - Третьяковской галерее и Международной конфедерации художников. В первой выставиться еще живым гениям невероятно трудно. Зато в другом отсеке, глядящем на старейший в стране Парк культуры, выставляются не только художники. По слухам, пробиться с выставкой в ЦДХ невероятно трудно - кроме экспертов, заслоны желающим ставят и высокие арендные ставки... С одной стороны, у ЦДХ теперь нет конкурентов на всем постсоветском пространстве, с другой - ответственность за экспозиции резко возрастает. Об этом мы говорили с главой ЦДХ, председателем Международной конфедерации союзов художников Масудом Фаткулиным.
- Вопрос наиважнейший: у вас с безопасностью помещений все в порядке? Проверяли пожароопасность, колонны и тому подобное? Зрителей не стало меньше после трагедий в "Трансваале" и Манеже?
- Люди как шли к нам на выставки, так и идут. Проверка "прочности здания", по словам экспертов, такова, что ему ничего не угрожает - конструкция чрезвычайно прочная. Охрана, сигнализация очень хорошие (тьфу-тьфу, как говорится!). У нас тут было ЧП: якобы заложили бомбу. Это оказалось ложью, но ситуация помогла проверить оперативность: все службы тогда сработали отлично. Так что за безопасность можно быть спокойным...
- Ваша реакция на трагедию с Манежем?
- Отчаяние. Погибло уникальное здание, хотя и говорят о его восстановлении, но когда оно завершится и как Манеж будет выглядеть - еще неизвестно. Я знаю одно: пожарный режим в Манеже, учитывая старые деревянные конструкции, которым не один век, должен был быть чрезвычайно жестким! Похоже, этого не было. Великий памятник архитектуры мирового масштаба исчез за несколько часов. Я могу лишь предполагать, так как не прокурор. Вот Вешняков уже сказал, что пожар отвлек внимание от выборов. Могу лишь заметить, что разрушение столь знакового сооружения наводит на различные версии. Но ответ должны дать специалисты...
- Вокруг Манежа велась скрытая борьба - такой лакомый кусок недвижимости в нескольких метрах от Кремля! Помню, как мечтала директор музеев Кремля Елена Гагарина о том, чтобы здание Манежа передали в ее ведомство. Она хотела там показывать сокровища, хранящиеся в Кремле, но редко выставляемые. Ведь в Оружейной палате и выставочном зале Успенской звонницы не покажешь и десятой доли шедевров. Но Гагариной ничего не передали. Зато в Манеже работало кафе и масса коммерческих проектов. Масуд Махмутович, после гибели Манежа у ЦДХ наступили напряженные дни, ведь проводить крупномасштабные проекты теперь просто негде...
- Сразу же после пожара наш телефон не умолкает - художники слезно просят внести коррективы в наши выставки. Одолевают нас со всех сторон. Ясно, что все выставочные процессы в стране теперь будут кардинально изменены, а ЦДХ начнет работать с огромными перегрузками.
Конечно, Манеж не мог с нами состязаться по всем параметрам (он в два раза меньше), наши гигантские площади позволяют проводить огромное количество выставок одновременно. За год в ЦДХ бывает миллион посетителей, мы проводим триста выставок в год. А Манеж, к сожалению, в последнее время (как и другие выставочные залы Москвы) все чаще проводил выставки, не имевшие отношения к искусству. За исключением, пожалуй, Арт-Манежа или архитектурной выставки "Зодчество". И тем не менее мы скоро почувствуем, что значит жить без Манежа.
- Но и ЦДХ ругают за риэлторов с меховщиками, которые проводят у вас форумы...
- Мы стремимся показать все, что может развивать культуру общения, среды. Это тоже искусство. Разве шуба известного модельера не может считаться элементом эстетического воспитания? А дизайн интерьера? Конечно, подобные экспозиции помогают нам зарабатывать деньги самим - ведь очень трудно быть прибыльным, проводить ремонт и обустройство ЦДХ, учитывая, что 16 категорий наших посетителей - от художников до пенсионеров - имеют льготы при проходе на наши выставки...
- Галеристы шепчутся, что ЦДХ скоро закроют на реставрацию, и тогда страна вообще останется без выставочного центра такого масштаба. Где тогда художникам выставляться, где проводить Арт-Москву и антикварные салоны?
- Добавьте еще ежегодные экспозиции художников из всех стран СНГ и Прибалтики. Мы ведь единственные, кто показывает в России всю палитру изобразительного искусства на нынешнем постсоветском пространстве! Так что ответственность огромная.
Что касается реконструкции, то этот вопрос висит в воздухе не первый год. Тут главная проблема в инвесторах и что они нам предлагают. Ну не хотим мы открывать на территории Дома художника казино или кинотеатр! А инвесторов интересует быстрый оборот средств больше, чем искусство. Правда, сейчас рассматривается проект открытия на территории Третьяковки и ЦДХ огромного культурно-просветительского центра. Но это пока лишь идея, а ЦДХ продолжает работу в еще более напряженном режиме. Очевидно одно: мы остро нуждаемся в дополнительных площадях. Можно во внутреннем дворике устроить дополнительный экспозиционный комплекс.
- Как выставиться у вас бедному художнику из провинции, скульптору из Белоруссии или живописцу из Азербайджана? Ведь денег у художников на аренду помещений просто нет!
- Сначала оформить заявку в местном отделении Международной конфедерации художников - она работает во всех странах. Потом уже от местного союза художников заявка на выставку, рекомендация поступают к нам. В ЦДХ есть квота на проведение выставок всех союзов художников СНГ и Прибалтики. Если наши искусствоведы уверены, что качество работ достойное, мы включим такую выставку в план. Но мы заинтересованы в том, чтобы создавать значимые события в мире искусства, а не просто проводить плановые выставки,
- ЦДХ часто сравнивают с Киноцентром на Красной Пресне. Вокруг того ведется нешуточная борьба в стане киношников. А в ЦДХ все спокойно. Неужели никто не хочет оторвать себе столь престижный выставочный комплекс в центре Москвы?
- Хотели, столько лет шли суды, что мне, как главе Международной конфедерации союза художников, кроме профессионального образования в искусстве, пришлось стать дипломированным юристом. Суды мы выиграли. ЦДХ принадлежит конфедерации, значит, всем художникам бывшего СССР, а здание выставочного комплекса Третьяковки принадлежит государству. Наверное, художники оказались более здравомыслящими и во время распада Советского Союза смогли без скандала оговорить долевое участие в собственности всех Союзов художников. В этом году ЦДХ исполняется четверть века, и мы рады, что смогли уберечь от гибели самый важный выставочный центр художников. Стараемся оставить цены на билеты в ЦДХ самыми демократичными.