Как бы ни пыталось государство сокращать число госслужащих в погонах, в том числе и при помощи низкой зарплаты, трудоустраиваются люди с военной выправкой обычно в смежные структуры. Так, в Минюсте хватает людей из прокуратуры, в таможне - из органов внутренних дел и военных, а иски бывших сотрудников ФСБ, перешедших на работу в налоговую полицию, стали поводом для рассмотрения в Конституционном суде. В КС обратились московский Мещанский райсуд и Верховный суд с запросом о том, насколько конституционно приостановление выплаты пенсий за выслугу лет бывшим военным (пожарникам, борцам с наркотиками, тюремщикам), если они вернулись на свою прежнюю службу или же поступили на работу в армию, милицию, противопожарную службу или тюрьму. Заявители, пришедшие в суды общей юрисдикции, настаивали, что "выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений, между тем пенсия за выслугу лет по своей сути является трудовой пенсией, а реализация гражданином конституционного права на свободный труд не должна служить основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение".
В своем решении КС признал за представителями вышеперечисленных профессий право на "повышенную социальную защиту", указав, что к военным и сотрудникам правоохранительных органов предъявляются особые требования: сами они "должны соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям". А выполнение служебных обязанностей связано "с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками". Одна из таких льгот - пенсия за выслугу лет (после 20 или 25 лет службы), и, по мнению конституционных судей, ее назначение "независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии". То есть без всякой язвительности судьи пресекли попытки различных ведомств - а представители некоторых принимали участие в рассмотрении дела - пытаться повышать своим сотрудникам зарплату за счет пенсионных фондов.
Кроме того, КС в своем решении дал четкое определение самому понятию "выслуга лет", приравняв ее к "специальному трудовому стажу, приобретаемому в процессе службы", а не к трудовой пенсии. Что же касается просьбы заявителей уравнять их в правах с остальными пенсионерами, то, с точки зрения всех гражданских лиц, за исключением, может быть, балетных, тоже рано выходящих на пенсию, КС вполне справедливо указал: сам факт "увольнения в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, отражающей социально оправданную правовую дифференциацию".
Главной же причиной, благодаря которой судьи признали оспариваемую норму конституционной, стали деньги. Еще в ходе слушаний была оглашена справка из Минобороны о том, что снятие ограничений потребует 26 млрд. рублей для пенсионеров дополнительно. Да и в решении КС, пусть и ссылаясь на законодателя, признает, что пенсии у людей в погонах, "как правило, более высокие, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования".