Наталья Римашевская, член-корреспондент РАН, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН:
Мне не нравится, когда говорят, что с бедностью нужно "бороться". Правильнее, по-моему, говорить о преодолении бедности.
Масштаб бедности принципиально зависит от того, как в стране определяют ее порог. В России он рассчитывается через прожиточный минимум.
Если перед специалистами, определяющими прожиточный минимум, поставлена задача уменьшить численность бедных, то нет ничего проще, сделать это и сегодня. Формально официальные 24 процента довести до 10-12 процентов несложно. Доходы населения растут, поэтому, если не пересматривать какое-то время величину прожиточного минимума, количество людей с доходами выше этого уровня увеличится, и мы получим сокращение бедности.
Но дело в том, что линия бедности устанавливается на том или ином уровне по объективным причинам и с ней нельзя поступать произвольно. Вспомним прошедшее десятилетие. Первый прожиточный минимум был определен в 1992 году, в разгар экономического кризиса. Поэтому его величина тогда, по понятным причинам, занижена раза в два. При этом договорились, что принимается он сроком на год-полтора - только на период экономического шока. Реально же этот показатель, ориентированный на элементарное выживание (около 70 процентов в нем составляли расходы на питание) и не более, продержался целых восемь лет. Он фактически был заморожен.
Динамика нынешнего экономического развития, выросшие потребности людей требуют изменения прожиточного минимума, его роста. Это прекрасно понимают чиновники из Минтруда и Госкомстата. Именно поэтому в свое время в закон была введена норма о необходимости пересматривать прожиточный минимум раз в четыре года. Кстати, второй прожиточный минимум был принят в 2000 году. Действие его истекло в 2003 году, и, по идее, следующий "шаг" должен быть сделан в нынешнем, 2004 году. Однако первый квартал уже на исходе, но соответствующего законопроекта нет. Зато есть предложение пролонгировать действие "старого" минимума еще на год. И в этом есть определенная опасность: не предпринимая кардинальных мер противодействия бедности, мы тем не менее получим к концу года сокращение числа бедных только за счет жонглирования цифрами.
Мне вспоминается заявление Починка о том, что минимум 2004 года должен быть выше минимума 2000 года хотя бы на 10 процентов. По мнению экспертов нашего института, это маловато, поскольку противоречит реально происшедшим изменениям в потребностях и уровне жизни россиян.
В соответствии с разработанной нашим институтом методикой показатель прожиточного минимума должен возрасти сегодня минимум на 20 процентов.
Мы просчитали разные сценарии развития событий, по нашим прикидкам, лишь к 2010 году количество бедных может быть уменьшено до 10,5 процента от всего населения. Правительство же ставит более жесткие сроки: 3-4 года. Но достичь этого будет непросто. Факторы, определяющие численность бедных, давно известны:
- низкий уровень заработной платы. Треть всех работающих сегодня получают зарплату ниже прожиточного минимума;
- долги по заработной плате;
- безработица;
- низкое пенсионное обеспечение. Прожиточного минимума достигла лишь средняя пенсия, но треть российских пенсионеров ее не получают;
- недостаточная помощь государства социальным бедным - одиноким матерям, многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами.
"Вклад" каждого из этих моментов в общую картину, по нашим прикидкам, такой: низкая зарплата, долги и безработица дают треть бедности, низкие пенсии - еще одну треть, и оставшаяся треть - это социальная бедность неблагополучных семей.
Поэтому в первую очередь государству следовало бы проводить политику активной занятости. Ключ решения, на мой взгляд, - в поддержке малого и среднего бизнеса, с учетом всех "подводных камней" - налоговых, административных, бюрократических.