Рассмотрены 6 проблем, из которых 5 касаются отдельных видов налогов.
1. Правительство отказалось от введения НДС-счетов.
Палата налоговых консультантов неоднократно высказывалась по данному вопросу. Не отрицая необходимости усиления контроля за уплатой, а также за возмещением НДС, Палата считает нецелесообразным отвлечение оборотных фондов предприятий и "замораживание" их на счетах в банках.
2. Можно одобрить введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов.
Налог вступит в действие после возмещения всех расходов и после превышения определенного уровня доходности.
При введении ренты в той или иной форме остается проблема, как не допустить повышения отпускания цен на внутреннем рынке. Правительство должно разработать соответствующий механизм.
Дело в том, что цены на нефтепродукты у нас постоянно растут вне зависимости от ситуации на мировом рынке.
3. Поставлены задачи снизить социальный налог и одновременно укрепить доходную базу государственных внебюджетных фондов.
Задачи кажутся взаимоисключающими. Но на самом деле это не так. Совместить и то, и другое вполне возможно.
Вспомним 2001 год. Снижение обложения с 39,5 процента до 35,6 процента дало видимый эффект. Но ведь налог 35,6 процента даже с регрессией чрезмерно высок и значительная часть зарплаты по-прежнему остается в тени, откуда ее предстоит постепенно выводить.
В то же время совершенно не рассматривается такая мера, как отмена регрессии и переход к плоской шкале, что значительно упростило бы социальный налог, снизило объем документооборота, что само по себе будет способствовать увеличению сбора налога.
Отмена регрессии позволила бы смелее идти на снижение базовой ставки налога.
4. Чрезвычайно важно, что прозвучала мысль о том, что налоговая реформа - инструмент для борьбы с бедностью.
Невозможно повысить производительность труда и эффективность производства, имея низкую зарплату в стране. Свободный труд производителен лишь в том случае, если он достойно оплачивается.
Сохранение в современном виде налога на доходы физических лиц (трудовые доходы - 13 процентов) будет способствовать необходимой стабильности налоговой системы.
5. Трудно согласиться со стремлением Минфина ускорить переход к налогообложению имущества, исходя из рыночных цен.
Рынок недвижимости в России еще не сформировался. Рыночные цены недвижимости, особенно в крупных городах, в разы превышают себестоимость строительства. Учет объектов недвижимости, находящихся в частных руках, в стране не налажен.
Переход к рыночной оценке приведет к значительному росту налоговой нагрузки, причем главным образом на законопослушных налогоплательщиков. Вне налогообложения останутся многочисленные незарегистрированные объекты, объекты незавершенного строительства и т.д.
Сегодня основной задачей является не изменение порядка налогообложения, а организация учета объектов налогообложения, проведение инвентаризации, разработка единой научно-обоснованной методики оценки объектов.
6. Серьезной проблемой является приватизация ГУПов.
Необходимо, чтобы руководство ГУПов получило четкий, основанный на законе план действий по приватизации и пакет документов, которые должны быть разработаны на разных этапах выполнения плана.
Опыт приватизации, накопленный в России, показывает, что нередки случаи, когда в ходе приватизации осуществляется "недружественное" поглощение предприятия с последующей сменой его руководства, свертыванием основной деятельности и перепрофилированием. Целью такой приватизации является использование зданий и земельных участков приватизированного предприятия для размещения организаций, относящихся к высокодоходным и быстроокупаемым видам бизнеса. При этом производство продукции прекращается, производственные мощности ликвидируются, а работники предприятия увольняются. При развитии событий по такому сценарию экономике наносится существенный ущерб - сокращаются объемы производства, растет количество безработных, сокращаются поступления в бюджет.
Поэтому важно, чтобы участвующие в приватизации субъекты были подготовлены к стабильной работе предприятий как в ходе приватизации, так и после ее завершения. В качестве основной задачи, которую необходимо решить в ходе приватизации, выдвигается сохранение приватизируемого предприятия как единого хозяйствующего комплекса, сохранение его управляемости и профиля деятельности. Такая позиция позволит обеспечить соблюдение как интересов трудовых коллективов приватизируемых ГУПов, так и интересов государства.