На последнем этапе налоговой реформы предстоит решить пять основных вопросов: снизить ставку ЕСН на пять процентов, НДС -с 20 до 17 процентов при одновременной отмене всех льгот, завершить реформу имущественных налогов, усовершенствовать налогообложение недр, а также решить проблемы налогообложения в условиях трансфертного ценообразования. Трансфертное ценообразование ведет к существенному завышению размера добавленной стоимости в сфере услуг и ее недооценке в промышленности. Такой расклад на практике приводит к тому, что экономика России выглядит не хуже развитых стран Запада, где услуги преобладают над производством. На деле же при проведении корректировки торговых надбавок с использованием так называемых международных сравнений производство становится более крупным сектором по сравнению со сферой услуг. А это значит, что до экономики развитых стран нам еще далеко.
Подоходный налог
На совместном заседании двух ведомств главы Минфина и Минэкономразвития вновь разошлись во мнениях, на сей раз по поводу подоходного налога. По мнению Алексея Кудрина, ставку подоходного налога 13 процентов нужно сохранить навсегда. Мотивировкой такой точки зрения могло послужить заявление Президента РФ Владимира Путина, что в результате проведения налоговой реформы количество бедных в стране сократится на 10-12 процентов. Понятно, что повышение ставки подоходного налога несколько ударит по доходам работающих граждан, да и, вполне вероятно, по его собираемости.
Напомним, что еще три года назад, когда мы имели прогрессивную шкалу подоходного налога, налоговики собирали в казну почти в два раза меньше, чем сегодня.
Инициаторам введения единой ставки 13 процентов, к слову сказать, оппоненты говорили о том, что поступления уменьшатся, так как никто не станет выводить в свет конвертные зарплаты. Однако на деле оказалось иначе. В принципе глава Минэкономразвития Герман Греф согласен со ставкой подоходного налога 13 процентов, но выступает против того, чтобы эта ставка осталась навсегда. Так что вполне возможно, что "последним штрихом" налоговой реформы станет изменение подоходного налога. Правда, зависеть это будет от того, как поведет себя единый социальный. Ведь идея увеличения подоходного налога возникла как раз в связи с необходимостью снижения единого социального налога и необходимостью компенсировать сокращение поступлений. Решающим, похоже, станет мнение Президента.
Единый социальный налог (ЕСН)
Что касается этого налога, то Владимир Путин на заседании коллегии призвал двух министров определиться, как снижать единый социальный налог. И министры, похоже, определились. Предполагается, что базовая ставка налога будет снижена с 35,6 до 26 процентов. При этом изменится регрессивная шкала ЕСН. Она предполагает, что работодатели будут платить 26 процентов от зарплаты до 300 тысяч рублей, 10 процентов - до 300, и 2 процента - свыше 600 и выше.
Напомним, что бывший кабинет министров так и не смог решить этот вопрос, и именно его нерешительность называлась экспертами в числе причин его преждевременной отставки. По мнению большинства аналитиков, действующая сегодня ставка в 35,6 процента является существенным тормозом для развития малого и среднего предпринимательства. Споров вокруг ЕСН немало, идут они уже не первый год. И дело здесь, с одной стороны, в том, что этот налог напрямую связан с накопительной частью пенсии ныне работающих россиян и снижение ставки может серьезно подорвать материальное положения будущих пенсионеров. С другой - снижение ЕСН может привести к значительному недобору налогов в казну, которое надо каким-то образом компенсировать.
Наиболее легкий путь подобной компенсации был назван еще накануне президентских выборов - повысить ставку подоходного налога на четыре процента. Есть и другой, но для того чтобы он заработал, для бизнеса надо создать нормальные условия, а значит, в ходе проводимой реформы сократить налоговое бремя. Путь этот заключается в том, чтобы уже сами предприниматели были заинтересованы показывать "белую" зарплату своих работников.
Налог на имущество
Реформирование имущественных налогов затронет практически всех россиян, как физлиц, которые успели приватизировать свои дома и квартиры, так и юрлиц, которые обязаны платить налог в казну за имеющуюся у них собственность.
Для физических лиц налог будет снижен с 2 до 0,1 процента. Однако это совсем не означает, что платить гражданам придется меньше, чем сейчас. Дело в налогооблагаемой базе. Если раньше налог рассчитывался по инвентаризационной стоимости, то сейчас предлагается брать его с рыночной цены, которая гораздо выше.
Давно уже не секрет, что стоимость собственности по оценке Бюро технической инвентаризации, которая действует сегодня, далека от ее реальной цены. Правительство пообещало снизить ставку налога на имущество с двух до 0,1 процента, оговорившись при этом, что все расчеты будут определяться рыночной оценкой данного имущества. Но вот как провести такую оценку, не сильно ущемив при этом малоимущих граждан, не знает пока никто. Рецептов предлагается много. Однако все они довольно невнятные. По словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, должна быть разработана система оценки, которая позволит чиновнику, не выходя из кабинета, рассчитывать стоимость квартиры. Эта цена будет чем-то средним между стоимостью БТИ и ценой, которую можно получить от продажи жилья.
Завершение реформы системы имущественных налогов предполагает также реформирование земельного налога, внесение изменений в налог о наследовании и дарении, а в 2007-2008 годах введение регионального и местного налога на недвижимость, который заменит 3 налога: на имущество организаций, физических лиц и земельный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Один из самых собираемых налогов - НДС - вновь стал предметом разбирательств. Бизнес считает, что ставка 20 процентов слишком велика, налоговики настаивают на том, чтобы оставить все как есть, дабы не сократить доходы казны. Но, похоже, что основные экономические ведомства готовы пойти на эксперимент со снижением ставки НДС с 20 до 17 процентов, сократив при этом все "льготные статьи" этого налога. На практике это может привести к удорожанию товаров первой необходимости, так как именно они и подпадают под категорию льготников при уплате НДС. Предлагался, правда, и другой путь - отказаться от практики возврата НДС экспортерам. Ввести такую меру можно не навсегда, а только на время, когда это позволяет конъюнктура цен. А мировые сырьевые рынки, отметим, в последние годы держат столь высокие цены, что это позволяет экспортно-ориентированным отраслям получать не только прибыли, но и сверхприбыли.
В результате всех этих новаций казна потеряет 440 миллиардов рублей. Компенсировать эти потери, судя по всему, будут за счет нефтяников. По мнению Владимира Путина, сложившаяся система платежей за природные ресурсы не обеспечивает экономически обоснованного объема природной ренты. Президент попросил продумать шаги по совершенствованию этой важнейшей сферы с тем, однако, чтобы не подорвать возможности развития отраслей энергетики.
Иллюстрации: