- Читая сопоставительный доклад ЮНЕСКО за 2003 год "Российское образование в контексте международных показателей", я обратила внимание на вывод экспертов: доля бюджетных расходов, которые Россия выделяет на некоторые виды образования, соответствует уровню богатых стран. А между тем образование у нас бедное. Воруют?
- В нашей стране по сей день действует очень несовременная образовательная сеть, которая сложилась в эпоху индустриализации. Она перестала соответствовать современным демографическим тенденциям и изменениям в потребностях общества. Но вот что интересно. Эта система оказывается мощнее наших управленческих решений. Скажем, в рамках проекта реструктуризации сельской школы мы проанализировали, как менялся с 70-х годов средний размер сельской школы. Известно, какие демографические процессы идут на селе, как сокращается там число жителей. Однако оказалось, что на протяжении 30 лет средняя наполняемость сельской школы осталась неизменной: 132 человека! То есть соотношение сети к учащимся регулируется... без нашего участия. Масштаб системы образования таков, что она становится саморегулирующейся.
- Не в этом ли таится опасность?
- Мы действительно теряем контроль за финансированием системы образования на определенных этапах. У экономистов сегодня есть финансовая отчетность, которую Минфин консолидированно предоставляет по регионам. Из нее мы можем выделить долю регионального и местных бюджетов, оценить, сколько денег в том или ином регионе потрачено на дошкольное, школьное, начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Если знаем общую сумму региональных трат на школьное образование, ее нетрудно затем разделить на количество учащихся и на количество образовательных учреждений. Но мы не сможем узнать, сколько средств получила каждая школа и получила ли она их вообще. Тысячи конкретных муниципалитетов не присутствуют в открытой финансовой отчетности.
- Но ведь они обязаны дать эту информацию по запросу?
- Каждый муниципалитет должен опубликовать свой бюджет и отчет по бюджету. Однако в отчете "образование" может оказаться только одной строчкой! В нее входят ПТУ, школы, филиалы вузов, вузовские объединения. Сколько денег муниципалитет перечислил каждому из них, остается для экономиста тайной за семью печатями. Если вы приедете в район, вам наверняка покажут школу после ремонта, оснащенную компьютерами, укомплектованную учительскими кадрами. А рядом будет находиться другая, где протекают потолки и нет учителей. Все зависит от субъективного принятия решений на уровне муниципалитетов. Более того, школа сама может не знать, сколько средств она получает. Ведь у нас еще зачастую и централизованные бухгалтерии.
- Замечательная схема для того, чтобы уводить деньги из сферы школьного образования?
- К сожалению, на уровне высшего образования происходит то же самое. В федеральном бюджете мы можем увидеть, сколько средств расходуется на высшее образование, на среднее профессиональное, на переподготовку кадров. Нам известно, что сумма финансирования государством высшего образования выросла - сегодня это 97,6 миллиарда рублей. Но когда мы приезжаем в конкретный вуз - будь то даже Марий Эл или Чувашия, участвующие в эксперименте по ГИФО, нам сообщают, что у конкретного вуза средств очень мало, преподаватели бедствуют, нужно повышать цены за учебу...
- Может быть, ректоры морочат вам голову, чтобы получить от Москвы побольше средств?
- Мы действительно не знаем, каково финансовое состояние каждого конкретного вуза. Конечно, частично вузы финансируются за счет Федеральной программы развития образования, но требуются и другие ресурсы, которые выделяются со стороны регионов и муниципалитетов. Ясность можно внести лишь в том случае, если ввести открытую пообъектную отчетность. А ее у нас в стране пока нет.
- Значит, государство с каждым годом увеличивает финансирование образования, даже не требуя ответа: как и на что эти деньги расходуются?
- Да. На всех уровнях образования надо точно знать, во что мы вкладываем государственные деньги. Только тогда можно требовать повышения эффективности, отдачи от этих средств.
- Иначе говоря, нам необходима реальная самостоятельность школ, а она невозможна без легализации средств, идущих в образование?
- Тут довольно много препятствий. Если родители легально приносят свои деньги в школу, то с этих денег не должны по второму разу собираться налоги. А именно это происходит сейчас. Родители заработали определенную сумму, заплатив с нее налоги, принесли ее в школу - и эти деньги облагаются налогом вторично. С любого "живого" рубля, официально принесенного родителями в школу, школа может рассчитывать максимум на 55-60 копеек. Это как в среднем, так и в высшем образовании. За рубежом эта проблема решается по-другому. Фактически речь идет о том, что от налогов освобождается не учебное заведение, а определенный тип деятельности.
- Но ведь российским школам давным-давно предложили финансовую самостоятельность, предложили завести собственные бухгалтерии, стать юридическими лицами...
- Введение пообъектной финансовой отчетности позволит нам иметь четкую картину. Финансовые потоки в образовании станут наконец прозрачными. Мы поймем, что и как мы финансируем. Сколько денег конкретно получает именно эта школа? Сколько стоит процесс обучения в ней? Вместе со статистикой результатов единого госэкзамена эти данные могут стать основой для управленческих решений.
- Вы не боитесь, что начнется административный нажим на школы, которые просто не знают, как самим управлять своими финансами?
- Мы хотели бы любым способом этого избежать. Для начала надо подготовить финансовых менеджеров, менеджеров по экономике, которые могли бы начать работать в каждой школе.
К сожалению, если финансирование более или менее устраивает директора школы, он предпочел бы, чтобы деньгами занимался кто-то другой, сидящий в централизованной бухгалтерии. Муниципалитеты сегодня проводят реформу местного самоуправления. Им предстоит огромная работа, а тут еще и реформа финансирования школ... И опереться в такой ситуации на мэров как на главных защитников образования довольно трудно. Мы надеемся на местное сообщество. Хотя полной уверенности, что оно будет поддерживать все прогрессивные направления реформирования, у нас нет.
Досье "РГ"
- Расходы на образование в 2003 году выросли на 19,5 процента по сравнению с 2002 годом.
- Удельный вес федеральных расходов на образование в расходной части федерального бюджета вырос с 3,45 процента в 1998 году до 4,43 процента в 2004 году.
- Более 60 процентов родителей в Москве и в регионах РФ готовы на серьезные материальные затраты ради получения их детьми высшего образования.
- Сегодня доля учащихся на условиях полного возмещения затрат на обучение составляет: в вузах - 50 процентов; в учреждениях среднего профессионального образования - 37 процентов; начального профессионального образования - 20 процентов.
Арифметика для родителей
Почти половина из тех средств, которые люди затрачивают сегодня на образование, так и не доходит до официальных бюджетов вузов. Пресловутые "теневые расходы" - это и съем частного жилья во время поступления и учебы, и затраты на репетиторов, и взятки.
Средняя московская семья тратит на платное обучение студента 1120 долларов в год. Из них официальная стоимость обучения составляет 80 процентов от этой суммы. Остальные 20 процентов - это так называемые теневые деньги на сдачу и пересдачу зачетов, экзаменов, что само по себе противозаконно, но уже "прижилось" в практике.
ГУ-ВШЭ подсчитал, что родители тратят на обучение детей вдвое больше, чем выделяет на эти цели бюджет страны. "Теневые" затраты составляют 24,146 млрд. рублей, это 23,1 процента в общей сумме расходов семьи.
Высшее образование недополучило в 2003 году 50 млрд. рублей, что почти равняется средствам, выделяемым на него из госбюджета (58 млрд. рублей). Если постараться "уловить" хотя бы половину из этих денег, то их хватило бы на 30-процентное повышение зарплаты преподавателям.
Большие надежды идеологи реформы связывают с введением единого госэкзамена и с выдаваемыми по его результатам государственными именными финансовыми обязательствами. В результате их введения затраты семей, как нам обещают, будут существенно снижены, значительно возрастет и бюджет образования. В этом главный потенциал роста доходов учебных заведений.
По данным ВШЭ, введение ЕГЭ в 64 регионах РФ уже в этом году позволит сэкономить около 1 миллиарда рублей бюджетных средств и примерно 10 миллиардов рублей средств граждан.
В результате внедрения ЕГЭ в общефедеральном масштабе экономия достигнет 20 миллиардов в год (без учета ликвидируемых "теневых" оборотов в сфере образовательных услуг).