Документ говорит, что решение о введении государственного регулирования цены на хлеб принимает "исполнительный орган субъекта Федерации", то есть губернатор. Его порыв не требует какой-то ратификации и вступает в силу с момента опубликования. Единственное условие, которым связан губернатор: он должен убедиться, что в его губернии имеет место "значительное повышение цены". "Значительным" считается рост цены, при которой или она больше, чем на 3-4 процента превышает прошлогоднюю, или на 1-2 процента - уровень инфляции. Поскольку это явно не одно и то же (при уровне инфляции в 10-12 процентов), фактически любой губернатор может всегда воспользоваться своим правом обуздания цен.
Для обуздания у губернатора есть два механизма: или провести местную интервенцию зерна, то есть выбросить на рынок собственные запасы, или (что на практике, наверное, будет чаще всего, поскольку у большинства губернаторов запасов нет) принудительное ограничение торговой надбавки. Фиксированная торговая надбавка, которую вводит губернатор, обязательна для всех, в том числе для предприятий общественного питания, причем местные власти прописывают вилку торговой надбавки в зависимости от сорта хлеба: на дешевый хлеб и надбавка - минимальная.
Отдельная глава в проекте посвящена действиям федеральных властей. Впрочем, там нет почти ничего нового: федералы ведут мониторинг цен, интервенции, следят за экспортом зерна, в случае необходимости - вводят ограничения на вывоз. Единственное новшество - пункт об отслеживании федералами губернского творчества и при необходимости разруливании конфликтов между губернаторами и обиженными ими хозяйствующими субъектами или же другими губернаторами. Ведь если одна губерния заморозит торговые надбавки, а соседние - нет, хлеб просто начнет мигрировать через губернские границы, и в социально ориентированном регионе начнется элементарный дефицит.
Итак, прежде федералы просто давили на губернаторов, заставляя их искать деньги в своих бюджетах для компенсации хлебных цен, договариваться с местными мукомолами и хлебопеками, изобретать "социальные" сорта хлеба. Ответственности масса (хорошо ли, когда тебя "песочат" на федеральных коврах, глядишь, настанет час избираться - откажут в поддержке), а средств - минимум. Особенно раздражало то, что вмешаться в работу торговли не было никакой возможности. Теперь она, если законопроект станет законом, вроде как появится. Но, поскольку в торговле работают неглупые люди, в законе же нет ничего сверх банального "ограничить и запретить", его исполнение наверняка породит ряд неприятных коллизий (одну из которых мы отметили выше), о которых в аграрном комитете, может быть, даже и не догадываются. Все-таки, чтобы что-то получить, надо сколько-то заплатить. Когда депутат Госдумы Виктор Семенов предлагал ввести хлебные карточки для бедных, он хотя бы честно говорил, что платить за бедных будет бюджет. Новый законопроект есть попытка накормить теми же хлебами большее число страждущих. Поскольку среди губернаторов мало лиц с талантами Иисуса, которому это удавалось, верится с трудом.