Вот не стало Госстроя России. А это единственное ведомство, которое осуществляло специальные функции по оптимизации проектирования и функционирования природно-техногенных систем. В том числе объектов ЖКХ - жилых зданий и объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи. Оно обеспечивало инженерную защиту зданий, сооружений и территорий от опасных природных и природно-техногенных процессов. Если МЧС России осуществляло и осуществляет главным образом ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а организации бывшего Министерства природных ресурсов России занимались изучением, оценкой и прогнозом только природных процессов, то Госстрой России занимался предотвращением ущерба, наносимого городам, населению, территориям, промышленным и жилищно-гражданским объектам (вместе с подведомственными организациями). И тут мы шли в русле мирового опыта устройства и эксплуатации инженерной защиты и снижения таким образом уязвимости объектов и территорий при воздействии опасных природных и природно-техногенных процессов. В Швейцарии, Соединенных Штатах Америки, Японии, Германии и других странах эти работы также осуществляют организации, занимающиеся градостроительной и градорегулирующей деятельностью.
В эпоху аварий и катастроф необходима вневедомственная служба в структуре исполнительной власти, которая отвечала бы за защиту от стихийных бедствий и техногенных происшествий.
Инженерная защита, снижение уязвимости объектов и территорий и мониторинг состояния объектов по сути являются услугами, оказываемыми населению. Подобные специализированные услуги позволяют нашим гражданам осуществить конституционное право на благоприятную среду своей жизнедеятельности. Ведь по статистике среднемноголетний ущерб от опасных природных процессов в России достигает 19 миллиардов долларов в год. То есть он равен почти 10 процентам валового внутреннего продукта страны. При этом не учитывается косвенный ущерб, связанный с социальными потерями (расходами на восстановление здоровья и жилья, работы...). Не учтены также косвенные потери, связанные с экономической активностью пострадавшего региона, с недопоставками продукции в другие регионы, с инвестиционной политикой.
Кто заменит Госстрой, когда защищенность населения от опасных процессов и их прямых и косвенных последствий у нас в стране постоянно снижается? За последние годы из-за бессистемности, неполноты и слабой изученности геологической, природной и природно-техногенной сред и их взаимодействия со зданиями и сооружениями на территории, к примеру, Москвы произошел ряд катастроф и тяжелых аварий жилых и общественных зданий и сооружений. Неизбежны они и в ближайшем будущем.
То есть сегодня возникает необходимость создания специальной программы по предотвращению аварий и катастроф зданий и сооружений. Необходимость ее стократно возрастает в связи с эксплуатацией и возведением в той же Москве ряда уникальных и высотных зданий, глубоких магистралей, 3-го автомобильного кольца, подземного хозяйства и других важных объектов.
Многие специалисты единодушно пришли к выводу, что в XXI веке Россия вступила в эпоху аварий и катастроф. Это связано не только с изношенностью основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (до 60 - 80 процентов) и ветхостью многих зданий, не только с усилением сейсмической и геодинамической активности ряда территорий, но и с усложнением задач по строительству и эксплуатации зданий, в первую очередь высотных и уникальных (последний пример - аквапарк "Трансвааль" в Москве).
Кроме того, к факторам риска можно отнести такой человеческий фактор, как низкий уровень эксплуатационной культуры, хотя у нас 25 процентов населения живет в зонах развития опасных природных процессов. Все это, помноженное на отсутствие системы многоуровневого мониторинга состояния объектов и природной среды, в которую они вписаны, может привести к непредсказуемым последствиям. Кстати, депутаты Госдумы в своем недавнем Постановлении отмечают необходимость повышения уровня безопасности населения, зданий и сооружений от опасных природных и техногенных воздействий.
Учитывая это, я от имени многих специалистов предложил бы рассмотреть вопрос о возможности создания в структуре исполнительной власти вневедомственной автономной федеральной службы, которая бы отвечала за снижение уязвимости объектов и территорий по отношению к опасным природным и природно-техногенным объектам, за инженерную защиту и мониторинг объектов и территорий. Она позволила бы также унифицировать средства сбора и передачи информации, создать единую методическую базу проведения наблюдений и первичной обработки исходных материалов, оптимизировать периодичность проведения наблюдений. А главное, эта служба будет способна немедленно выдавать оперативную информацию, свидетельствующую о приближающейся опасности или о ее возникновении.
Создание единого информационно-аналитического центра позволило бы иметь базу данных, в которой содержались бы сведения о контролируемых объектах, информация об изменениях состояния технического и технологического оборудования аналогичных объектов, вызванных схожими явлениями и процессами, информация о применяемых методах и способах контроля, типах контрольно-измерительного оборудования, программно-информационное обеспечение для поддержки принятия решения и управления процессами антропогенной и природной составляющих внешней среды.
До сих пор мониторинг для прогнозирования чрезвычайных ситуаций в основном велся организациями МЧС, РАН, Министерством природных ресурсов России, Госстроем России, а также организациями различных юридических лиц, осуществляющих хозяйствование или административное руководство в различных субъектах Федерации и муниципальных системах. Однако практически не существует ни одного документа на уровне Федерации, в котором были бы перечислены функции организации по передаче "регламентной" информации и информации "по запросам". Исключение, пожалуй, составляет передача основной, структурной информации в системе сейсмического мониторинга. Поэтому сегодня нужна взаимосвязанная система наблюдений за состоянием и прогнозом изменения природных и искусственных объектов. И это еще раз говорит о необходимости вневедомственной автономной федеральной службы в составе Правительства, которая осуществляла бы комплексный мониторинг. Разобщенность управления обойдется нам дороже любого стихийного бедствия.
Еще раз хочу напомнить о том объеме работ, который предстоит провести по предотвращению стратегических рисков и смягчению их последствий. Во-первых, предстоит выполнить в 2003 - 2004 годах зонирование территории Российской Федерации по развитию, степени опасности, характеру и видам стратегических рисков: геополитических, политических, инвестиционных, социально-экономических, экологических. Дифференцировать все виды рисков по характеру и степени динамичности природной компоненты (сейсмической, гидрологической, геокриологической и т.д.). На основании результатов зонирования надо осуществить необходимую корректировку перспективных планов социально-экономического развития в первую очередь для Северо-Западного, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
По результатам корректировки разработать карты приемлемых и косвенных рисков для крупных городов и населенных пунктов с использованием опыта НИИЦ "Геориск" РАЕН. Нужно создать карты риска на территории Москвы, а также банки данных по развитию опасных процессов на урбанизированных территориях (на методической основе банков данных по Москве, Санкт-Петербургу, Калининграду, а также объектам нефтяной и газовой индустрии на Сахалине и Северном Кавказе).
Во-вторых, предстоит выполнить кадастровую характеристику морских, речных и озерных побережий с оценкой и прогнозом состояния берегозащитных сооружений.
На сегодняшний день в России 750 городов, расположенных в потенциально подтапливаемых районах, не имеют эффективной системы инженерной защиты, около 400 гидротехнических сооружений находятся в аварийном или предаварийном состоянии.
В настоящее время защищено не более 6 процентов территорий, подверженных оползням, селевым потокам, карсту, обвалам, сходам снежных лавин. Более 70 процентов населения сейсмоопасных регионов проживает в зданиях, не отвечающих требованиям норм проектирования инженерно-технических мероприятий. 2/3 морских берегов разрушается, наступая на сушу.
Создаваемому вместо Госстроя в составе Министерства промышленности и энергетики Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству решение в полном объеме всех этих задач из-за ограниченности функций будет просто непосильно. А ведь с такими проблемами уже сегодня сталкиваются все министерства и ведомства, включая и силовые структуры.