Две новости - обе хорошие
На прошлой неделе глава ныне реорганизуемого Госстроя Николай Кошман сообщил участникам пятого ежегодного форума коммунальщиков, что подавляющее большинство территорий вышло на 90-процентный уровень оплаты населением стоимости коммунальных услуг. Более того, сегодня повсеместно идет повышение этого уровня оплаты к 100 процентам стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Действительно, если в 2001 году региональный стандарт уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в среднем по России составлял 58 процентов, то в 2003 году он достиг 81,5 процента.
Вторая новость: в регионах вот-вот начнут создаваться новые структуры - гарантийные агентства, которые выступят в роли посредников между местной администрацией и представителями бизнеса. Они станут привлекать частников к управлению государственных инфраструктур.
В ведомстве объясняют необходимость создания гарантийных агентств так. Здесь считают, что за счет "умного" управления появится капитал, который можно будет направить на модернизацию изрядно обветшалых систем. С другой стороны, эти агентства призваны стоять на страже государственного коммунального имущества. Если, к примеру, некий инвестор захочет взять в управление городской водоканал, подобно тому, что случилось в Перми, в обязанностях ГА не допустить недооценки "товара". Проверит оно и выполнение взятых инвестором обязательств. Если следовать этой логике, выходит, что ныне уже не ждут появления на рынке таких инвесторов, как компания РКС, которая спешит занять коммунальную нишу чуть ли не по всей стране. Здесь ждут локальных инвесторов, которые возьмутся за управление, скажем, микрорайона в отдельно взятом городе или поселке.
Между тем еще в прошлом году Госстрой прямо-таки "распинал" таких инвесторов. Говорил, что нельзя отдавать в руки частников социально значимые коммунальные объекты. Теперь же, похоже, он будет "взращивать" коммунальных бизнесменов в гарантийных агентствах - аналогах так называемых бизнес-инкубаторов, в которых в начале 90-х граждан учили быть предпринимателями. Однако пока ныне реорганизуемое ведомство не спешит официально делиться планами. Во всяком случае, Николай Кошман не стал их комментировать.
Отдельно взятый коммунальный рай
К этой точке зрения склоняется и председатель правления РКС Сергей Яшечкин. Он считает, что в ближайшие 10 лет его компания будет жить спокойно: конкуренты на рынке не появятся. И уж тем более не стоит ждать нашествия иностранных инвесторов. Аргументы: коммуналка сильно зависима от прихоти местных властей. В прошлом году только для погашения так называемого кассового разрыва, который образовался из-за отказа местных администраций компенсировать людям жилищные льготы и субсидии, компания РКС вложила 700 млн. рублей. А фактически дала в долг. Пойти на это можно только при уверенности, что кредит вернется, и с процентами. Основания для такого оптимизма есть. Сейчас представители коммунального бизнеса совместно со специалистами из ныне реорганизуемого ведомства "приводят в чувство" пакет жилищных и коммунальных законопроектов из более 40 документов, которые должны быть приняты к осени этого года. Из них самый главный - "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ". Именно он должен решить проблему долгов. Задолженность предприятий ЖКХ перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам в 2003 году составила 88,8 млрд. рублей, перед организациями энергетического комплекса - 60 млрд. рублей.
Этот документ процедурный. Он расписывает, какое предприятие подлежит банкротству, а какое - оздоровлению. Во-вторых, предметно расписывает, сколько и за что должны местные власти дотировать коммунальные предприятия. В-третьих, устанавливает рамочные правила в деле тарифного регулирования, дабы местным деятелям не было повадно играть на их понижение или повышение в угоду сиюминутной политической выгоде. Таким образом, полагают разработчики, можно будет вытащить из долговой ямы коммунальные предприятия, которые подлежат оздоровлению. Кстати, сегодня насчитывается около 50 тысяч различных коммунальных ГУПов и МУПов. Как минимум половину из них прочат в банкроты. Тем же, кого признают "дееспособным", создадут "парниковые" условия: часть долгов спишут, а часть - разрешат погашать в течение нескольких лет. Основная интрига этого документа даже не в том, что будет с мэром, если тот не оплатит предоставленные населению льготы или субсидии. Головы сегодня бьются за то, какую часть долгов государство простит. Аналитики уверяют, что речь идет как минимум о половине. Только на таких, похоже, условиях согласны прийти в коммунальную отрасль частные инвесторы.
Парниковый эффект
Сегодня различные ЖЭКи, ДЭЗы и другие коммунальные предприятия обслуживают около 4,5 миллиона котельных, водоочистных сооружений, коммуникаций и прочих объектов. Балансовая стоимость управляемого ими имущества оценивается в 4 триллиона рублей. Это остаточная стоимость - за вычетом износа, которая перевалила уже за 60 процентов. Тем не менее эксперты уверяют, что инвесторы обязательно придут. Обосновывают это тем, что вслед за первым будет принят второй по значимости законопроект "О концессиональных соглашениях в сфере коммунального обслуживания". Этот документ позволяет частникам брать в управление на десятки лет коммуникации, котельные и водозаборы и предоставлять людям коммунальные услуги. Суть его в том, что сколько бы ни вкладывал инвестор денег, имущество остается государственным. А то, что фирмам придется тратиться, - очевидно. Взвинтить цены частник не сможет: параллельно принимается ряд документов, которые оговаривают правила ценообразования коммунальных услуг. Значит, придется внедрять технологии, которые удешевляют себестоимость услуг.
Однако, по экспертным оценкам, энергосберегающие технологии "начинают" приносить прибыль лишь на третий год их эксплуатации. Значит, придется "искать" другие источники. Таковыми, похоже, выступят налоговые льготы, которые должны быть предоставлены тем, кто решится взять в концессиональное управление коммунальные конторы и объекты. Впрочем, аналитики утверждают, что "стричь" население бизнесмены все равно будут. Предполагается, что качество услуг и сервис поднимется. А это стоит денег. При этом ожидается, что вровень с миром станут и цены на электроэнергию и газ. Во всяком случае, за пять лет концессии стоимость коммунальных услуг в восточной части Германии выросла в 10 раз.
Досье "РГ"
В стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 квадратный метр заложены: электроэнергия - 9, водоснабжение - 13, отопление и горячее водоснабжение - 50, газ - 6, содержание жилищного фонда - 22 процента.