Поправки к законам будут представлены в Правительство 2 апреля.
На первое место в нынешнем году вышли поправки к закону о едином социальном налоге (ЕСН), размеры которого, по всеобщему признанию, обременительны для бизнеса. Правда, как реформировать этот налог, государство, бизнес и рядовой налогоплательщик понимают по-разному. Правительство обещает снизить ставку ЕСН до 26 процентов, что позволит бизнесу сэкономить на налогах 280 миллиардов рублей. Но это означает, что точно столько же недополучат Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и социального страхования вместе взятые. И если бизнес взамен на облегчение налогового бремени пока только обещает вывести зарплаты из "тени" и тем самым увеличить налоговую базу, то для нас с вами "облегчение" Пенсионного и прочих фондов грозит и задержками с выплатой пенсий, и неоплаченными больничными, ухудшением и без того ненавязчивого медобслуживания и массой других неприятных вещей. Поэтому сейчас готовится еще один пакет законопроектов по пенсионной реформе, действие которых "разрулит" складывающееся положение. В частности, обсуждаются варианты, при которых сами работники, а не только работодатель будут выплачивать какие-то суммы.
Настоящий торг разворачивается вокруг предлагаемых Минфином НДС-счетов, на которые должны переводить все деньги, уплачиваемые по этому налогу.
Впрочем, готовят эти проекты специалисты из Министерства здравоохранения и социального развития, а потому Сергей Шаталов особо об их содержании не распространялся. Он только сказал, что рассматривается вариант, при котором этот налог вновь будут платить мелкие предприниматели, которые расплачиваются с государством по упрощенной системе налогообложения.
На втором месте - основной поставщик доходов в бюджет - налог на добавленную стоимость (НДС). Поскольку его уже снизили на 2 процента, то следующее снижение можно ожидать не ранее 2006 года. Причем понижается налог всего на один процент - до 16, зато упраздняется "льготный" 10-процентный налог, которым облагались товары первой необходимости. Так что еще надо посчитать, сколько выиграет от этого бизнес, и уже ясно, что нам, покупателям, вряд ли что перепадет. Настоящий торг разворачивается вокруг предлагаемых Минфином НДС-счетов, на которые предполагается переводить все деньги, уплачиваемые по этому налогу. Убедившись, что предприниматели активно выступают против их введения, Минфин объединил теперь эту акцию с предоставлением бизнесу ряда льгот (упрощение возмещения НДС, ускоренный режим возврата при капитальном строительстве и освобождение от налога авансовых платежей), которые раньше предлагалось ввести без каких-либо условий.
Наконец третий блок поправок к законам предусматривает некоторые изменения в обложении налогами нефтяников. По схеме, приведенной Шаталовым, треть прибавок в бюджет даст сам налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а две трети - экспортные пошлины на нефть. Подсчитано, что при цене 24 доллара за баррель будет получено в бюджет 900 миллионов долларов, а при 27 долларах - целых 2 миллиарда. В то же время Минфин не спешит вводить дифференцированные ставки налога в зависимости от выработанности месторождения, его близости или удаленности от трубопровода и так далее. По мнению Шаталова, отсутствие объективных критериев оценки месторождений вызовет разгул коррупции чиновников, определяющих, сколько налогов должна платить та или иная компания. Появление сколько-нибудь внятных критериев можно ожидать через год-два.
Остальные законопроекты не дадут столь мощной прибавки в бюджет, хотя, без сомнения, внесут определенную упорядоченность в налоговую систему. Предполагается, что только с 2006 года заработает налог на имущество физических лиц, поскольку ложащуюся в определение его размера "рыночную стоимость" жилья еще не научились определять. Скорее всего, с этого же года заработает и земельный налог, хотя не исключено, что его уже в 2005-м введут некоторые регионы. Изменения коснутся налога на наследование и дарение. Водный налог в связи с появлением Водного кодекса со временем трансформируется в оплату лицензий на природопользование.
Подготовлен и отдельный пакет по налогообложению малого бизнеса, поскольку, как все признают, часть льгот, предоставленных ему, стали лазейками для очень даже немалых фирм, "оптимизирующих" свои налоги.
Наконец подготовлен пакет законопроектов и поправок по разграничению полномочий в бюджетной и налоговой сфере между властями разных уровней - от федеральной до муниципальной.