Еще лет 15 назад отравиться лекарствами можно было, как говорится, только при очень большом желании пострадавшего. Отечественные препараты были хотя и не очень эффективными, но зато не приносили больших бед. Сегодня больные оказались беззащитными под напором других, более действенных и настолько же опасных, средств. Тем более что реклама, всячески подчеркивая первое, умалчивает о втором, твердит только о новизне и эффективности лекарства, начисто "забывая" об опасности. С ее последствиями сталкивается едва ли не каждый из нас.
Например, много неприятностей может принести самолечение препаратами, содержащими парацетамол. Он является основой примерно 30 препаратов, большинство из которых благодаря рекламе у нас на слуху: эффералган, колдрекс, тайленол, калпол, фервекс, солпадеин, тера-флю... Их широко "преподносят" и как обезболивающее средство, и как лекарство при гриппе.
Однако у парацетамола очень низкий порог безопасности, а иными словами, размыта граница, за которой лекарство может стать ядом. Поэтому регулярное и продолжительное применение любого из таких препаратов может начисто "посадить" вашу печень или почки. А передозировка, если, скажем, принять 8-10 таблеток в день, приведет уже к необратимым процессам. Причем пьющему человеку хватит и одной дозы, чтобы "отвалилась" печень. А желая усилить, например, действие солпадеина каким-нибудь другим лекарством, допустим, калполом, очень легко переступить и через смертельный порог. Наш известнейший детский хирург академик РАМН Вячеслав Таболин рассказывал мне, что в его клинике постоянно находятся около 80 детишек, которые стали полными инвалидами после бесконтрольного приема препаратов с парацетамолом...
Но в рекламе говорится только об "уникальности, наибольшей эффективности и безопасности" этих средств, хотя статья 44 Закона о лекарственных средствах запрещает употреблять подобные эпитеты, дабы не вводить в заблуждение потребителя.
Между тем в США и Западной Европе парацетамол уверенно лидирует по количеству летальных исходов от отравлений: на него приходится пять процентов от общего числа. И это несмотря на то, что тамошний пациент прекрасно осведомлен не только о плюсах, но и минусах специфического препарата для снятия боли. В Штатах или Великобритании с середины 90-х годов прошлого столетия на каждой упаковке препарата, содержащего парацетамол, жирно записано предупреждение о возможных последствиях при его приеме. В чем и состоит отличие западного пациента от нашего, просвещать которого о побочных действиях так откровенно никто не считает нужным.
Лекарства в поисках болезни
Резко отрицательно относятся к процветающей сегодня в наших СМИ рекламе лекарственных средств врачи, которым приходится "расхлебывать" последствия самолечения пациентов.
- У онкологов есть даже такая печальная примета, - рассказывает главный онколог Минздрава РФ, директор Научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена академик РАМН Валерий Чиссов. - Как только в СМИ начинается массированная реклама, например, "уникального средства для лечения болей в желудке", значит, спустя полгода-год к нам увеличится приток больных со злокачественными образованиями именно в области желудочно-кишечного тракта. Потому что, поверив посулам, люди бегут в аптеку, даже не задумываясь о том, что неплохо бы проконсультироваться с врачом. И - теряют спасительное время, когда еще можно определить не следствие недуга - боль, а причину.
Что роднит абсолютное большинство рекламных акций в отечественных СМИ, так это стремление любым путем всучить свой товар потребителю. В отличие от Запада, где правила игры на этом рынке жестко контролируются. Попробуйте, например, в США опубликовать в ведущей общественно-политической газете рекламу какого-то рецептурного лекарства. На владельца издания и на вас наложат такой миллионный штраф, что мало не покажется. При повторном нарушении у издателя отберут лицензию, потому что рецептурные препараты можно рекламировать только в специализированных изданиях для врачей и фармацевтов.
В России же сумма наибольшего штрафа составляет... 15 тысяч долларов. Эти деньги и не самая крупная фармфирма компенсирует за час работы. А уж для телекомпаний такой штраф - что мертвому припарки. За минуту рекламы они получают до 100 тысяч долларов и выше.
Дезинформация потребителя происходит даже в, казалось бы, безобидных рекламных роликах. Помните, известный сатирик пошутил: "Какая самая страшная болезнь в России? Кариес, ведь о нем только и говорят по телевидению с утра до ночи!" Я не против восстановления некоего баланса во рту, однако меня настораживает обилие нарушений и просто обмана в столь коротком сюжете о жевательной резинке. К примеру, мужчина в кадре - якобы врач. Но Европейская конвенция по защите прав и достоинств человека, к которой Россия присоединилась десять лет назад, не допускает появления кого бы то ни было в медицинском халате в рекламных сюжетах. За рубежом такой "врач" сразу остался бы без работы.
А судьи кто?
Сегодня ситуация на рекламном рынке лекарств регулируется четырьмя законами - о рекламе, лекарственных средствах, наркотических средствах и о конкуренции. Однако меры наказания более чем либеральны, так что "кнут" у всех этих законов получился плохонький. Тем не менее даже он используется весьма слабо. Ведь контролем за их исполнением у нас занималось (до недавней реорганизации правительства) только одно ведомство: министерство - нет, вовсе не здравоохранения, а по антимонопольной политике. За "антимонопольные" прегрешения, скажем, несоблюдение правил конкуренции, оно и штрафовало. А вот тот, кто по своему статусу отвечал за здоровье нации, бывший Минздрав РФ - вы не поверите - вообще не возбудил ни одного дела по нарушениям рекламы лекарств и даже не рассматривал их!
Занимаясь больше десятка лет медицинской тематикой, я не помню ни одной коллегии этого министерства, где бы оно рассмотрело положение с рекламой лекарственных средств. А совсем недавно оно проигнорировало "круглый стол" Совета Федерации, где обсуждалась данная проблема. Хотя именно к Минздраву и было больше всех вопросов. С полным равнодушием это ведомство взирало даже на то, что в россказнях об очередном "чудо-лекарстве" ссылаются как раз на него: "Минздрав одобрил", "Минздрав рекомендовал". В то время как согласно закону о лекарственных средствах министерство может либо разрешить к применению, либо отказать. Третьего не дано. Так кто кого обманывает: рекламодатель, "торгуя" покровительством министерства, или оно само в нарушение закона "продает" собственный авторитет?!
- Мы с большим беспокойством следим за происходящим на рынке рекламы лекарственных средств, - говорит заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Андрей Шмелев. - И готовы использовать все свои возможности, чтобы исправить ситуацию.
Хотя добавим к словам сенатора, что многого для улучшения ситуации делать не надо: нужно лишь добиваться выполнения уже принятых законов.
О чем молчат чиновники
Мы попросили специалистов главного медицинского ведомства прояснить его позицию в отношении рекламы лекарственных средств. Вместо конкретных ответов на наши вопросы, руководитель департамента госконтроля лекарственных средств, изделий медназначения и медтехники Валерий Акимочкин прислал изложение той самой статьи 44 из закона о лекарственных средствах, которая повсеместно нарушается. А также констатировал, что "...При нарушении положений закона о лекарственных средствах Минздрав России может запретить рекламу или предупредить о необходимости изменения подхода к рекламе..." Но мы-то и без того знаем, что "может запретить или предупредить", однако почему не делает этого?!
Теперь все эти вопросы адресуются вновь созданному Министерству здравоохранения и социальной политики. Каким будет ответ - увидим.
Норма для безопасности
Сегодня в Москве открывается международная конференция, посвященная выработке единых требований к лекарствам.
Как сообщил "РГ" сопредседатель экспертного совета по разработке федерального закона "О техническом регламенте в сфере обращения лекарственных средств", член-корреспондент РАМН Рамил Хабриев, на конференции пройдет публичное обсуждение проекта этого закона. Он призван стать основным документом, в котором государство установит обязательные нормативы безопасности фармпрепаратов на всех этапах их жизненного цикла - от регистрации до утилизации.
В закон будет включен специальный раздел, посвященный требованиям к информации о лекарственных препаратах, в том числе и рекламе. В ближайшем будущем читатели "РГ" смогут ознакомиться с основными положениями проекта закона.