Иностранные рабочие в России

Во встрече приняли участие: заместитель Государственного секретаря Союзного государства Сергей Шухно; начальники департаментов Постоянного Комитета Союзного государства: правового - Лейла Котиева, информации - Павел Лысов, социальной политики - Иван Янович; заместитель начальника Федеральной миграционной службы МВД РФ Михаил Тюркин; начальник управления по делам миграции ГУВД Москвы Анатолий Батуркин; заместитель начальника Московского УВД на железнодорожном транспорте Виктор Шимаров; начальник ЛОВД на станции Москва-Белорусская Александр Калашник; начальник пресс-службы Московского УВД на железнодорожном транспорте Татьяна Сушинова; пресс-секретарь Московской железной дороги Геннадий Смолин; второй секретарь Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации Полина Цветкова; член президиума совета ФНК "Белорусы России" Николай Шляга; генеральный директор строительной компании Геннадий Станчик и его заместитель Николай Усс.

Вели заседание "круглого стола" шеф-редактор газеты "СОЮЗ. Беларусь - Россия" Александр БАТЫГИН и заместитель главного редактора "Российской газеты" Ядвига ЮФЕРОВА.

Гастарбайтера узнаю по походке

Я. Юферова. Проблема равных прав, гражданских прав сегодня чувствительна для многих людей. Небольшое отступление, как родилась идея нашей встречи. Я часто езжу к родителям гродненским поездом номер 77, который отправляется из Москвы в 16.50 с Белорусского вокзала. Когда меня провожают близкие, просят об одном: пожалуйста, не приставай больше к милиционерам на вокзале. Всякий раз даю обещание, но не могу его сдержать. Потому что каждый раз вижу одну и ту же сцену. Два-три сержанта остановили человека с клетчатой сумкой, по ней можно в любой толпе угадать гастарбайтера, человека приезжего. За десять минут до отправления поезда требуют паспорт, регистрацию, недовольным предлагают пройти в отделение. Тот в отчаянье: если уйдет поезд, куда ему деться? Спрашиваю у сержанта: на каком основании остановили, какие подозрения вызывает человек с билетом? Тут же вопрос: а кто вы такая? (в эту минуту мои земляки успевают благополучно ретироваться). Потом в поезде продолжаю слушать истории, как унижают, вымогают московские милиционеры деньги на вокзалах и на подступах к нему. Однажды в ответ сержанту шутя заметила: Общество защиты белорусов в Москве.

Спасибо вам, уважаемые участники, что так энергично отозвались на наше приглашение. Насколько защищены люди, приезжающие в российскую столицу строить, помогать ей? Какой совет мы можем дать человеку законопослушному? Какие права он имеет, какие обязанности?

А. Батыгин. Мы - не прокуроры, не следователи, мы - журналисты, наша задача - привлечь внимание специалистов, способных квалифицированно прокомментировать проблему миграционной политики в Союзном государстве, проблему союзного гражданства.

Газета "СОЮЗ" получает десятки писем о положении белорусов на российском рынке труда, наши корреспонденты рассказывают о случаях, в которые нередко попадают приехавшие из Беларуси здесь, в Москве. Вот лишь несколько примеров.

Валерий, строитель-штукатур из города Лиды: "В основном московские сотрудники правопорядка проверяют у нас регистрацию. С этого все проблемы и начинаются сразу по приезду в столицу. Первый раз меня остановил патруль недалеко от места работы в районе станции метро "Багратионовская", потребовали предъявить регистрацию. Каждый раз для милиции почему-то регистрация получается "несоответствующей" или "поддельной". Несмотря на то, что она была сделана официально паспортным столом через отдел кадров нашей организации. Обычно взаимоотношения с патрульно-постовой службой строятся так: "Либо ты нам сдаешь деньги, либо поехали в отделение для установления подлинности твоей регистрации"...

Москвич Герман Айсин пишет в редакцию: "В России живет немало граждан Республики Беларусь, среди них - наши родители. Регулярно в СМИ, в том числе в вашей газете, сообщается о том, что белорусы являются гражданами одного с россиянами Союзного государства и обладают равными гражданскими правами. В повседневной жизни все иначе. На практике граждане Беларуси вошли в категорию иностранных граждан. В первую очередь это касается вопросов регистрации по месту пребывания и жительства - того, с чем сталкивается каждый приезжающий в Россию белорус. Эти вопросы отнесены к компетенции не паспортных столов, а ОВИРов. Порядок регистрации граждан Беларуси предусматривает получение разрешения на жительство, то есть носит разрешительный, а не уведомительный характер, ограничивает одно из основных прав граждан - на свободу передвижения и выбора места жительства".

18 марта мы напечатали большую подборку на эту тему, где, в частности, 37-летний Иосиф из Ивья Гродненской области рассказывает о своей работе в Москве: "Есть свои правила у тех, кто приходит на вокзал: затаиться в зале ожидания, прийти к самому отправлению, хотя и это не всегда спасает от рэкетиров в форме. К счастью, меня сия чаша миновала: ни разу деньги не забрали. Мы группой "покупаем инкассатора" с постоянной пропиской, приходим к самому отходу поезда, сжимая в кулаке злосчастные 50 рублей для штрафа без квитанции. Провожающий заходит, и отдает нам наши деньги, когда поезд уже начинает трогаться".

Вот такие человеческие исповеди. В Договоре о создании Союзного государства, подписанного президентами России и Беларуси почти пять лет назад, сказано: мы становимся гражданами этого государства. Но пока институт союзного гражданства - понятие чисто теоретическое. Почему человек, приезжающий из Беларуси в Россию, нередко попадает в сложные, порой криминальные ситуации? Почему он чувствует себя в братской стране иностранцем?

Уходят плохие, приходят еще хуже...

М. Тюркин. Я к белорусскому народу отношусь с великим уважением, мы настолько близки, насколько нас история соединила... Да, есть союзный Договор, не первый год с переменным успехом идет работа над Конституционным Актом Союзного государства. Мое мнение: пока мы не примем политическое решение, что у нас действительно Союзное государство, единые органы власти, единая валюта, мы будем продолжать задавать бесконечные вопросы.

Да, в союзном Договоре записано равенство прав. Но в документах по регистрации, к сожалению, не говорится о том, что белорусские граждане приравниваются к российским гражданам, поэтому на сегодняшний день паспортно-визовые подразделения МВД России придерживаются той позиции, что белорусские граждане не являются гражданами России.

Что касается разрешений на работу. Россия нуждается в рабочей силе. Но белорусы не входят в ту квоту, которая у нас есть по иностранным гражданам. Это не наша проблема. Работа МВД России, Федеральной миграционной службы направлена не на работника, а на работодателя. Когда каждый работодатель поймет, что он имеет дело с людьми, и для того, чтобы привлечь их к работе, он обязан заключить трудовой договор, застраховать человека, обеспечить его безопасность, выплачивать ему заработную плату, отвечать за его здоровье и так далее, вот тогда все возникающие вопросы решим. Мы очень серьезно занимаемся этой проблемой, все наши ужесточения, изменения в Уголовный, Административный кодексы направлены, в основном, на работодателя.

Следующий аспект - действия работников органов внутренних дел. Не для кого не секрет, что с той зарплатой, которая сегодня существует, подбор кадров происходит не на должном уровне. И упомянутые сержанты - наша головная боль. Такие сержанты, увы, есть во всех ведомствах. Мы наказываем их, увольняем. Но, к сожалению, положение такое, что уходят плохие, а приходят еще хуже. Но все должны понимать - речь идет не об установке ущемлять права белорусских граждан, каждый такой факт - предмет серьезного разбирательства.

Теперь о регистрации. Федеральная миграционная служба сегодня выведена как самостоятельная служба под ведомством внутренних дел. Мы работаем над новой структурой службы, не исключено, что будет принято решение по объединению Федеральной миграционной службы и Паспортно-визового управления. Тогда будет понятно, что одно ведомство занимается полностью человеком, который решил приехать на территорию России, начиная с виз, приглашения, приезда, регистрации, трудоустройства и т. д. Скажу лишь, что, по моему мнению, при таком раскладе, формируя нормально функционирующую службу, мы сможем уже через полгода получить реальный результат.

С. Шухно. У меня вопрос к Михаилу Леонидовичу Тюркину. Вы ведь входите в состав нашей межведомственной рабочей группы, готовите соглашение о введении миграционных карт единого образца.

М. Тюркин. Это немножко другой вопрос, это не трудовая миграция. Вы знаете, что Российская Федерация двумя законами - о правовом положении иностранных граждан и о выезде из РФ и въезде в РФ - введена миграционная карта. В Беларуси этого нет. Было заключено соглашение с белорусской стороной, чтобы наши миграционные карты выдавались в 56 пунктах пропуска в Республике Беларусь. То есть все иностранные граждане, которые прибывают на территорию Беларуси и следуют транзитом в Россию, получали миграционную карту не на границе между Беларусью и Россией, а на границе, допустим, Польши и Беларуси, всех четырех государств, которые граничат с Беларусью. В настоящий момент у нас подходит к завершению работа над этим соглашением.

С. Шухно. Может быть, сейчас несвоевременно говорить о реорганизации Федеральной миграционной службы, но важно, чтобы миграционная и паспортная службы работали под одной крышей. Потому что мы сталкиваемся сейчас с тем, что приказы и распоряжения паспортно-визовой службы не доводятся на места. Такое впечатление, что два ведомства работают на параллельных курсах...

Начальник того самого сержанта

Я. Юферова. Когда на Белорусском вокзале вела диалог с сержантом, у меня была мечта - увидеть его начальника, посмотреть в глаза и сказать: как же два народа так могут относиться друг к другу! Что хорошего после предвзятого "шмона" может человек рассказать дома про великую Россию? Теперь вот такая возможность представилась...

В. Шимаров. Да, в свое время я работал начальником отдела именно на Белорусском вокзале. И должен сказать: проблем с белорусами у нас никогда не возникало, все вопросы решали оперативно. То, о чем говорится сегодня, - наша боль, наша беда. Я не хочу утверждать, что таких негативных фактов нет, - наверное, есть. Не буду ссылаться на низкую зарплату. Если сотрудник милиции пришел работать, он должен работать! Мы осуждаем поборы. Сами выявляем и в отношении сотрудников милиции возбуждаем уголовные дела. Увы, недавно выявили преступную группу, которая, маскируясь в камуфляжную форму, занималась на перроне типичным рэкетом.

Но ради справедливости хочу сказать: Белорусский вокзал в этом отношении наиболее благополучен. При том, что у милиции в последнее время после известных событий забот прибавилось. Вот вы упомянули досмотр сумок. Но ведь ситуация в Москве очень серьезная. И Законом о милиции нам дозволяется досматривать любого гражданина. Мы изымаем наркотики, оружие в таких же клетчатых сумках...

Г. Смолин. К сведению, на Белорусский вокзал ежедневно прибывает от 5 до 7 тысяч пассажиров с белорусских поездов.

Я. Юферова. Виктор Александрович, объясните рядовому пассажиру, что ему делать, если его остановил патруль на Белорусском вокзале? Его права - что он может, чего не может. И ваши права сформулируйте.

В. Шимаров. Во-первых, сотрудник должен обязательно представиться - "сержант Иванов". У каждого сотрудника милиции - нагрудный знак. Затем он должен аргументировано объяснить, зачем остановил: есть подозрения или, скажем, человек похож на разыскиваемого преступника. Может сделать досмотр вещей, проверить документы.

- Отобрать паспорт имеет право?

- Нет, это категорически запрещено.

- А если сержант говорит, что регистрация у вас недействительна за десять минут до отхода поезда?

- Это просто психологический ход. В расчете на реакцию гражданина что-то получить. Поэтому смело показывайте регистрацию, паспорт. Если все нормально - проблем не будет. Если есть подозрения, покажите сумку. Но лучше это делать в дежурной части. С понятыми проблемы нет - ими могут быть носильщики, уборщики, кассиры.

П. Цветкова. Хочу затронуть еще одну проблему, с которой сталкиваются в консульском отделе Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Скажем, я приехала в Москву из Минска на машине, а уезжаю с Белорусского вокзала на поезде. Граждане Беларуси должны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней. Как доказать дату пересечения границы, если я уезжаю из Москвы через сутки?

А. Калашник. Не ваша задача кому-либо что-то доказывать. Вы должны проявить настойчивость и сказать сотруднику милиции, на каком основании от меня требуют регистрацию? Вы не обязаны сохранять свой билет. Это право сотрудников доказывать. И не надо бояться идти в дежурную часть. Если гражданин утверждает, что приехал вчера или позавчера, то он пишет об этом в объяснении. И его отпускают. Без штрафов и предупреждений.

Деньги из тюбика, или Целесообразность вместо закона

Н. Шляга. Я являюсь председателем Совета региональной национально-культурной автономии "Белорусы Москвы". В нее входит около ста тысяч белорусов. В Москве очень много полезного делается органами внутренних дел, хотя жалоб на милицию хватает. Хочу привлечь внимание к нелегальному рынку труда, когда из Беларуси приезжают на сезонные работы по "липовым" объявлениям, приглашениям несуществующих фирм. Людей обманывают, "кидают".

И еще хочу рассказать, как иногда приходится опекать белорусов, уезжающих домой и боящихся лишиться честно заработанного. Обращаются и ко мне: "Николай Иванович, помогите, заберите деньги, а в вагоне отдадите". Приносят мне деньги, заклеенные в пачки сигарет "Прима", умудряются в тюбики из-под пасты засунуть деньги. Боятся - прав Виктор Александрович: в семье не без урода...

Сам процесс регистрации крайне усложнен. Для того чтобы получить ее, надо всю свою семью привести в ЖЭК или ДЭЗ и там, в присутствии сотрудника, все должны расписаться. Потом должен участковый дать визу, а потом документы надо отнести в паспортный стол. Когда беседуешь с человеком, он говорит: я лучше заплачу 50 рублей милиционеру, чем пойду на регистрацию. Мы - Союзное государство, поэтому надо законодательно упростить регистрацию для граждан Беларуси.

Т. Сушинова. Каждые полгода наша пресс-служба проводит среди пассажиров опрос общественного мнения. В анкете есть и такой вопрос: подвергались ли вы рэкету, в том числе со стороны сотрудников милиции? Другое дело, что милиция бывает разного подчинения. У нас на совещаниях говорят о "принципе падающей сосульки". Шаг ступил человек на площадь Белорусского вокзала - там уже зона ответственности муниципальной, а не нашей транспортной милиции. Кстати, из девяти столичных вокзалов, самая благополучная обстановка - на Белорусском.

Г. Станчик. Я - руководитель строительной компании, работаю в Москве уже семь лет. Поэтому знаю все болячки более приземленно, вижу их снизу. Ради справедливости должен заметить, что встречался и с обратными фактами - пропил-прогулял деньги, а дома семье заявил: в Москве милиция отняла. Работают у меня в основном белорусы. Увы, и бьют их, и обыскивают, и деньги отбирают. Я много занимался этими вопросами, не обращаясь в высокие инстанции, общался с рядовыми милиционерами, постовыми.

В. Шимаров. Геннадий Иванович! В таких случаях надо писать заявления - в МВД, прокуратуру, в управление собственной безопасности, приходить на прием. Фиксировать дату, время задержания. Не проблема проверить - мы готовы к нормальному диалогу. Я не честь мундира защищаю. Давайте встретимся, будем вместе искать выход.

Г. Станчик. Согласен. Главная проблема сейчас в том, что основная часть постового состава не знает, что белорус не является иностранцем, иностранной рабочей силой. В 80 процентов случаях требуют миграционную карту и разрешение на работу. Отсутствие этих документов является поводом для привода в милицию. Потом приходится звонить, встречаться, объясняться. На сегодняшний день сотрудники милиции не располагают четкой информацией, какой должна быть форма регистрации. Вот смотрите (показывает документ), тут нет печати, фотографии, на сегодня действуют три формы регистрации. Бывало, при задержании милиционер просто рвал регистрационное удостоверение... Правомочно ли у меня на перроне, или когда я вхожу в вагон, требовать регистрацию? У меня билет на руках, я в особом месте - на вокзале нахожусь...

А. Калашник. Конечно, за 10 минут, имея на руках билет, паспорт проверять - это абсурдность. Никто не будет приглашать или доставлять вас в дежурную часть. Все, что происходит на вокзале, отслеживается видеокамерами. Это должны знать все пассажиры и не бояться заявлять о противоправных действиях. Может проблема возникнуть при посадке, когда проводник сверяет паспорт и билет. Иногда фамилия не совпадает. Но опять же мы делаем все возможное, чтобы гражданин, которого сняли с поезда, мог сдать билет и не потерять деньги.

А. Батуркин. Я уже 31 год ношу форму. Можно долго обсуждать, чем занимаются милиционеры. Как говорилось, одни уходят, на их место приходят другие. К сожалению, идет не отбор, а набор. Что касается миграционных процессов в Москве, то белорусы, как уже говорилось, не являются субъектами Управления по делам миграции, поскольку это единственное государство из стран СНГ, которое не получает у нас пластиковые карточки для того, чтобы трудиться в Москве. Правовое положение иностранцев в России определяется Федеральным законом N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Закон вступил в силу с 1 ноября 2002 года. Там все четко прописано, кто должен иметь миграционную карту. В течение трех рабочих дней гражданин должен зарегистрироваться. Это записано в законе, и мы от этого никуда не уйдем. По-моему, беда нашего государства сегодня заключается в том, что мы законность часто подменяем словом целесообразность.

Простой пример - миграционные карты. В законе четко и ясно записано: с 1 января 2003 года иностранные граждане, въезжающие в Российскую Федерацию, считаются на законных основаниях тогда, когда у них на руках имеется миграционная карта, в которой поставлен штампик, удостоверяющий, что человек прошел пограничный контроль. Однако Москва до 1 октября выдала 208 тысяч миграционных карт тем иностранным гражданам, которые находятся в столице. Это проблема иностранного гражданина, это не наша проблема. Гражданин должен выехать, он должен получить миграционную карту, как это делается за рубежом. Мы же говорим, целесообразно выдать так, а потом будет по-другому...

- Сколько вообще белорусов приезжает на работу? Есть такая цифра?

- Мы считаем, что в Москве незаконно трудится порядка миллиона человек всех национальностей. Закон наш о правовом положении иностранных граждан обязывает иностранцев соблюдать его. К тем, кто не соблюдает закон, применяются меры. За прошлый год из Москвы выдворено 24 тысячи человек, из них под конвоем выдворены 2 тысячи 716. За два месяца нынешнего года мы выдворили 10 тысяч без конвоя и 1101 под конвоем. За прошлый год цифры были - 1339 и 114. В этом плане работа идет.

Скорая помощь для иностранца?

С. Шухно. Хотел бы поблагодарить устроителей "круглого стола" за возможность таким составом обсудить серьезную проблему обеспечения равных прав белорусов и россиян, болевые точки трудовой миграции. Но есть проблемы в обеспечении равных прав и в сфере пенсионного обеспечения, и в сфере здравоохранения, и в сфере получения образования. Если "СОЮЗ" и "Российская газета" продолжат в этом направлении работать, мы постепенно все узелочки развяжем.

Вопрос обеспечения равных прав как белорусов в России, так и россиян в Республике Беларусь, является одним из важнейших в рамках реализации Договора о создании Союзного государства. Еще в 1998 году президентами обоих государств был подписан Договор о равных правах граждан в трудоустройстве, образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении и т. д. Сделано немало, приняты решения и Высшим Государственным Советом, и Советом Министров Союзного государства.

В этом году, когда встал вопрос о введении миграционных карт для граждан Республики Беларусь, проблема была вынесена на самый высокий уровень. Сначала договоренности министров внутренних дел, а затем договоренности президентов обоих государств позволили решить этот вопрос. Проблема, на мой взгляд, была бы окончательно решена, если бы у белорусов в России и у россиян в Беларуси был одинаковый статус. Если бы они не были иностранцами друг для друга, находясь на территориях наших государств. Но на сегодняшний день как россияне в Беларуси, так и белорусы в России, имеют статус иностранных граждан, потому что и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь действуют национальные законы "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", которые не предусматривают соответствующих изъятий для граждан Республики Беларусь и России. Если бы национальные законодательства предусматривали такие изъятия, можно было бы вести речь о выравнивании статуса. И, соответственно, потом было бы проще решать все остальные вопросы, в том числе и о соблюдении прав граждан.

В проекте Конституционного Акта, который подготовлен совместной белорусско-российской рабочей группой, сделана попытка решения этих вопросов. Но до принятия Конституционного Акта и его вступления в силу потребуется время. Поэтому Постоянный Комитет, реализуя решения органов Союзного государства, пошел по следующему пути. Мы во второй половине 2003 года проанализировали ход реализации Договора о равных правах граждан и Договора о создании Союзного государства в этой части и доложили об этом Совету Министров Союзного государства. На 2004 год у нас принят план по подготовке соответствующих нормативных документов в этой сфере для того, чтобы можно было путем заключения двусторонних соглашений уравнять граждан Беларуси и России в тех основных правах, о которых я говорил.

План этих действий утвержден в феврале нынешнего года на заседании союзного правительства. Хотел бы коротко сказать об основных положениях данного документа. Во-первых, это изучение правоприменительной практики на местах. Если проще, то соответствующим органам необходимо будет изучить, как на деле действуют уже принятые решения. Во-вторых, это подготовка Концепции единой миграционной политики, ее принятие поможет решать вопросы, с которыми на каждом шагу сталкиваются простые граждане. Кстати, в союзном бюджете на 2004 год предусмотрены средства на выпуск миграционных карт и на создание информационного банка данных о гражданах третьих стран, въезжающих на территорию Союзного государства. Здесь вопросы, которые касаются и принятия соглашения о свободе передвижения и выборе места пребывания и жительства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства. К концу года проект этого соглашения также должен быть подготовлен.

Больной вопрос - оказание медицинской помощи. Бесплатно оказывается помощь как в Беларуси, так и в России, только в экстренном случае, а также в полном объеме Героям Социалистического Труда, Советского Союза и кавалерам ордена Славы трех степеней. Но дело в том, что даже на местах не всегда об этом знают доктора. Недавно к нам обратилась гражданка Беларуси с жалобой - у нее умер муж в России, он приехал, случился инсульт, вызвали бригаду "скорой помощи". А те говорят: извините, вы - иностранцы. И уехали, не оказав медицинской помощи.

Факты подтвердились. Возбуждено уголовное дело. С одной стороны - бездушие докторов, с другой - претензии: вы иностранцы.

Л. Котиева. Продолжая тему о равных правах, отмечу, что Постоянным Комитетом Союзного государства было проанализировано национальное законодательство как России, так и Беларуси: чего нам не хватает. На обсуждении в Совете Министров Союзного государства Госсекретарь Союзного государства Павел Павлович Бородин говорил, что Конституционный Акт решит многие проблемы, но пока мы не знаем, когда он начнет реально действовать, когда будет принят, то сейчас надо предпринять конкретные меры. Среди них - исключить белорусов в России, а россиян в Беларуси из перечня иностранных граждан. Сделать изъятие в законодательстве.

Если можно пойти по другому пути, давайте заключим двустороннее международное соглашение. Конечно, проблема регистрации останется. Хочу напомнить, что регистрируются все. Обязанность регистрироваться по месту пребывания, по месту жительства - она распространяется не только на иностранных граждан, но и на граждан России. И государство это вменило в обязанность любому гражданину, тут не придирка к белорусам или представителям других стран СНГ.

А. Батыгин. Коллеги, ход обсуждения показывает: очень многие проблемы в союзном строительстве были бы успешно решены, если бы россияне и белорусы обладали бы равными правами. К теме нашего разговора примыкает и такой вопрос: в прошлом году была утверждена Концепция социального развития Союзного государства. В числе приоритетов там называлась единая миграционная политика. Как реализуется на практике эта программа?

Жизнь поправила

И. Янович. Сегодняшний пик трудовой миграции, очевидно, еще не ее пик. По данным Министерства труда и социального развития РФ, Россия в ближайшие годы будет испытывать колоссальную потребность в трудовых ресурсах - тут скажутся и демографическая ситуация, и рост экономики, и т. д. И нагрузка на те органы, которые регистрируют, принимают людей, еще возрастет. Это коснется не только граждан Беларуси, но и других стран. Поэтому тот разговор, который мы сегодня провели, очень важен и перспективен. Кстати, растет число и студентов, приезжающих учиться в Россию. В Беларуси уже созданы два совместных вуза - в Минске и Могилеве.

У Концепции социального развития срок действия до 2005 года, но многие ее положения просто физически невозможно реализовать за это время. В том числе и то, что касается рынка труда. Уже сейчас, не дожидаясь решения на республиканском и федеральном уровне, региональные службы занятости заключают двусторонние соглашения, чтобы регулировать на приграничных условиях поток трудовой миграции. Сейчас соответствующие министерства России и Беларуси завершают согласование программ унификации законодательства социально-трудовой сферы. Но некоторые представители согласующих органов говорят: у вас Концепция предусмотрена только до 2005 года, что можно сделать за полтора года? Поэтому мы будем предлагать Совету Министров Союзного государства и Высшему Госсовету рассмотреть ход продления действия Концепции или появления нового программного документа, который регулировал бы ситуацию на 2006-2010 годы. Конечно, все мы ждем принятия Конституционного Акта, который позволил бы более предметно строить и развитие социальной сферы. Думаю, с началом работы нового состава Парламентского Собрания Союза Беларуси и России вопрос рассмотрения Конституционного Акта пойдет активнее.

Я. Юферова. Мы благодарим всех участников сегодняшнего разговора. Государство начинается с достоинства гражданина. Политика и плотника, постового и пассажира, каждого из нас. Нам надо учиться уважать и соблюдать права друг друга. Мы понимаем, что милиция не может быть лучше, чем само общество, но очень надеемся на это. Теперь, Виктор Александрович и Александр Васильевич, на Белорусский вокзал, как с гарантийным пропуском, мы пойдем с нашим отчетом о "круглом столе".

И последнее, очень важное. В почте "СОЮЗа" есть письмо от Жанны Сташевич из Гомельской области. С маленьким ребенком и тяжелой поклажей она опаздывала на поезд. На Белорусском вокзале постовой поднес ее тяжелую сумку и проводил до самого купе. Она просит поблагодарить доброго человека, и теперь всем рассказывает, какие в Москве милиционеры. Надеюсь, вы без труда установите имя этого замечательного неизвестного героя.

Охранная грамота от "союза"

Если вас остановил патруль на Белорусском вокзале...

1. Сотрудник милиции имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении либо преступления, либо административного правонарушения.

2. При обращении к гражданам сотрудник милиции обязан быть вежливым, тактичным, не допускать действий, оскорбляющих их достоинство. Патрульный обязан представиться, назвав свою должность, звание, фамилию, после чего кратко сообщить причину обращения к вам.

3. При задержании гражданина патрульный обязан разъяснить, за какие именно деяния тот задержан.

4. Отобрать паспорт сотрудник милиции не имеет пава.

5. Если в ходе задержания возникают спорные вопросы, надо обращаться в линейное отделение внутренних дел. Там вправе сделать досмотр ваших вещей, но в присутствии понятых.

6. Свои объяснения, возражения необходимо занести в протокол о задержании.

7. Если гражданин считает, что его права нарушены, он может обратиться с жалобой к руководству ОВД или в суд.

Телефон дежурной части Московского УВД на железнодорожном транспорте: (095) 264-6834.

Телефоны Консульского отдела Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации: (095) 921-6589, 924-7095.

Телефон "горячей линии" Федеральной миграционной службы:

(095) 925-9885.